ОНА ТРЕБУЕТ
Евангелие дня - комментирует протоиерей Павел Великанов
- В таком коротком евангельском отрывке слово «власть» встречается почти на каждой строчке. Неужели главная линия напряжения между религиозными властями Иудеи и Иисусом лежит именно здесь, в области власти?
Глава 21.
23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
О чём на самом деле хотят спросить Иисуса старейшины — но духа не хватает, и речь они заводят об источнике власти?
Что вообще такое — власть?
Если взять наиболее распространённый смысл, то власть — это возможность навязывать свою волю другим, даже вопреки их желанию.
Другим словами, власть всегда связана с принуждением. Тот, кто облечён властью, — имеет законное право принуждать других.
Но по отношению к Иисусу проблема власти так не может стоять: когда и кого Он принуждал? Использовал Свою власть именно как инструмент насилия? Более того: Он всякий раз уклонялся, когда Ему эту власть уже готовы были отдать, когда Его силой стремились принудить возглавить народ!
Мы подошли к очень тонкому вопросу. Почему Иисуса так опасаются первосвященники и старейшины? С одной стороны, они видят, что Он обладает исключительными способностями врачевать человеческие болезни, изгонять демонов, повелевать стихиями и даже материальным миром. С такой властью над мирозданием они ещё не сталкивались! С другой — эту же власть почему-то Он вообще не использует по прямому назначению — для управления людьми? Но — и вот здесь главная проблема! — где гарантии того, что в один момент Иисус действительно не «актуализирует» Свою безграничную власть над людьми — и вот тут-то уже будет поздно противодействовать!
Перед нами — столкновение двух принципиально отличных пониманий власти. Для иудейских лидеров власть — это кем-то делигированное право насилия для достижения своих целей. Для Иисуса — Сына Божия — власть тождественна самопожертвованию. И поэтому Распятие — парадоксальное торжество Божественной власти над мирозданием: Бог становится смертным человеком, чтобы быть убитым — и через это вернуть Себе полную власть над человечеством! Но власть не как насилие, а как возможность ответной любви — это та сама родительская власть, которая «не ищет своего», но домогается высшего и лучшего для любимого ребёнка!
Надеюсь, теперь становится понятным, и почему Иисус отказался отвечать на вопрос об источнике Своей власти — когда речь идёт на разных языках, и только звуки слова похожи — бессмысленно устраивать диспут!
Очень хочется сегодня пожелать, чтобы всякий раз, когда в наших руках оказывается любая власть — хоть малая, хоть великая — мы почаще вспоминали о том, что чем выше власть — тем большего самопожертвования она требует.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и
- Мы люди, а потому мы неизбежно ошибаемся, что само по себе, конечно же, не беда. Бедой наши ошибки становятся тогда, когда мы отказываемся их признать и не хотим ничего в себе исправить. Проблема здесь не в том, что при таком отношении к собственным ошибкам мы становимся весьма неприятными людьми, всё значительно хуже — не умея видеть свои огрехи, мы лишаем себя возможности общения с Богом.
Да, такое утверждение может показаться странным и даже спорным, но давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея. Он повествует о той преграде, которую люди выстраивают между собой и Богом тогда, когда отказываются признавать свои ошибки.
Глава 21.
23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?
24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;
25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?
26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.
27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.
У только что прозвучавшего отрывка есть своя предыстория: «первосвященники и старейшины народа» подошли ко Христу не просто так, они были под впечатлением от изгнания Спасителем из храма торговцев. Иерусалимский храм эти люди воспринимали как свою территорию, как место, где они вправе устанавливать порядок и решать, что допустимо, а что нет. Так продолжалось очень долго, но вот пришёл Христос и Своими действиями заставил первосвященников и старейшин задуматься, как минимум, о природе власти Спасителя.
Господь не отказался от диалога с этими людьми, Он готов был им ответить, однако для Его ответа они должны были выполнить совсем небольшое условие: сказать о происхождении Иоаннова крещения, было ли оно выдумкой самого Иоанна или же Иоанн крестил по благословению Божию?
Мы только что услышали ответ первосвященников и старейшин: они, посовещавшись, решили, что самым безопасным шагом будет признание собственного неведения. После такого ответа Христос отказался продолжать диалог с ними. Получается, что у них была возможность услышать слова Самого Бога, но их лукавство не позволило им этого сделать.
А могло быть всё иначе. К примеру, они могли признать, что поверить Иоанну они не сумели из-за страха или же из-за косности. Могли признать, что они не всё понимают, и потому нуждаются в научении. Но нет, они поступили иначе, они решили «сохранить лицо», сказав, что у них нет ответа на вопрос Христа.
Конечно, интересно было бы предположить, как бы сложился диалог, если бы первосвященники и старейшины нашли в себе силы и мужество признать собственную слабость, если бы они увидели свои грехи и говорили бы со Христом не с позиции скепсиса всезнаек, а как люди, нуждающиеся в помощи Бога.
Наверняка история пошла бы в таком случае совсем иным путём, и израильтяне не оказались бы отверженными от Бога, ведь личная история любого человека тоже резко меняется тогда, когда человек осознаёт свою неправоту, свою слабость и своё неведение, исповедуя их пред Богом и прося помощи, покровительства и научения.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев