В особенности, быть честным перед собой. Сомневаетесь? Давайте посмотрим, что говорится об этом в отрывке из 20-й главы Евангелия от Матфея, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, слушаем.
Глава 20.
17
И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
18
вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
19
и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
20
Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21
Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
22
Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23
И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
24
Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
25
Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27
и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28
так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Полагаю, что внимательные слушатели уже убедились, что апостолы не выдержали испытания честностью. Они просто отказались принять содержание той новости, которую им не первый раз, надо сказать, озвучил Господь Иисус. Он неоднократно до того предупреждал избранных Им апостолов, что Ему предстоит пережить. Но и в прошлом, и сейчас ученики постарались пропустить слова Христовы мимо ушей. Ведь апостолы всем сердцем надеялись на исполнение мифа о Царстве Мессии, в рамках которого они были воспитаны.
Вот и в этот раз в случае с апостолами самообман взял верх над честностью. Христос прямо говорит им о том, что должно вскоре произойти. Но в ответ получает только блаженное недоумение и сомнение — ну нет, не может Сын Божий быть схваченным и отправленным на казнь! Нам обещали другое. И в дополнение к этому скепсису происходит нечто совсем уже невообразимое. В евангельскую историю буквально вторгается заботливая восточная мама.
Матерь братьев Иакова и Иоанна Зеведеевых, вместе с женами-мироносицами следовавшая за Христом, решает позаботиться о будущем своих любимых сыновей. Она обращается к Иисусу с просьбой, чтобы Иаков и Иоанн заняли ближайшие места у трона Христова. Мать братьев Зеведеевых тоже находилась под властью устоявшихся мифов и тоже отказывалась слышать пророчество Спасителя о скорой кончине.
Христос с горькой, но мягкой иронией ответил на эту просьбу. (Как, на самом деле, уже происходило в прошлом). Он предложил ученикам испить вместе с Ним чашу и пройти сквозь крещение. И те легкомысленно согласились, вновь пропустив мимо ушей, что чаша есть чаша страданий, но не торжества. И крещение есть погружение в пучину страданий, а не церемония посвящения в какое-то высшее общество.
Просьба матери Иакова и Иоанна, конечно же, вызывала возмущение у других апостолов. Видя начинающуюся междоусобицу, Христос призвал учеников к взаимному служению любви: «кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». И первым таким служителем любви становится Сам Христос, говорящий о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Прозвучавшее чтение учит нас честности. В первую очередь, перед самими собой. Мы (что тут скрывать) часто боимся взглянуть на себя трезво, с ответственностью попросить Бога о чем-то. Гораздо приятнее нам играть с самими собой в лукавые игры — недоговаривать, недопонимать, недослушивать. Принимать желаемое за действительное. Мечтать о собственном величии, которое нам Бог почему-то должен непременно обеспечить. Но Господь в подобных играх не участвует, и всякий раз возвращает нас к реальной жизни. Будем же честны перед собой и Богом, чтобы это возвращение принесло нам не боль и разочарование, но радость обновления и вдохновение для достижения новых духовных высот во Христе Иисусе.
Священник Антоний Борисов
Священник Дмитрий Барицкий
- Что является одним из ключевых условий личностного и общественного развития? Очевидно, это конкуренция. Нередко именно стремление быть выше, быстрее, сильнее своего оппонента побуждает нас улучшать свои профессиональные навыки, освоить те области, которые ещё закрыты для окружающих. В основе множества полезных изобретений и открытий лежит именно азарт соревнования. Однако, когда речь идёт о христианстве, то часто можно слышать, что ему чужд дух соперничества. Так ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 20-й главы Евангелия от Матфея, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 20.
17
И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
18
вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
19
и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
20
Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21
Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
22
Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23
И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
24
Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
25
Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26
но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27
и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28
так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Если мы внимательно будем читать Евангелие, то увидим, что ученики Христовы постоянно соревнуются между собой. Каждый из них стремится занять место поближе к Учителю. При этом мотивы их вполне себе земные. В их представлении Мессия — великий царь. Он будет править в Иерусалиме. И окружать его будут вельможи. Понятно, что все они, верные соратники Иисуса, войдут в этот круг. Однако кто-то окажется ближе всех к телу государя. «Почему бы не я», — думает каждый из них. Очевидно, что и методы соревнования у апостолов были вполне обычные. По крайней мере мы знаем, что они спорили друг с другом, а также пытались всячески повлиять на Спасителя. Вспомните ревность апостола Петра, который накануне взятия Иисуса под стражу очень самоуверенно заявляет, что если все от Него отрекутся, то он никогда Его не оставит.
Вот и сегодня мы видим, как братья Иаков и Иоанн пытаются обойти конкурентов своими методами. Они предпринимают попытку воздействовать на Христа с помощью матери. Нам неизвестно доподлинно, кто из троих был инициатором этого разговора. Однако план хорош. Мать лично просит за детей. Отказать таким просьбам бывает весьма сложно. Тем более если принять во внимание уважение Христа к Богородице.
Реакция Спасителя примечательна. Он не ругает апостолов. Не упрекает их в корысти и хитрости. Как, впрочем, не обвиняет Он и других Своих учеников, которые также периодически обращаются к Нему с подобными просьбами. Ведь Господь прекрасно знает законы человеческого существа. Он знает, что желание быть первым укоренено в нас так же глубоко, как и инстинкт самосохранения и продолжения рода. В основе этого желания лежит стремление человека к совершенству, наша врождённая жажда быть рядом с Богом, быть похожим на Него.
А потому Своим ответом братьям Зеведеевым и их матери Спаситель вносит существенную корректировку в их стремление. Первым станет не тот, кто пройдёт по головам окружающих и добьётся своей корыстной цели, но тот, кто откажется от своего первенства. То есть кто смыслом своей жизни сделает не исполнение собственной воли, а поиск и исполнение воли Небесного Отца. Кто все свои силы направит на служение окружающим людям.
Так Господь, с одной стороны, пытается нас уберечь от духа противления окружающим. От духа надменности и превозношения, который неизбежно сеет между конкурентами обособленность, злобу и вражду. С другой, поощряет наше желание расти, развиваться, становиться выше, быстрее, сильнее. Подлинное развитие возможно лишь тогда, когда целью наших стремлений является Господь и следование Его Евангелию. Эта цель преображает любое соревнование, наполняет его духом любви и братолюбия, а нашему сердцу дарит глубокое удовлетворение.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев