Человек, который мог разгромить НАТО.
Начало Великой Отечественной войны воентехник I ранга Огарков встретил на «Линии Молотова», где участвовал в возведении очередного укрепрайона. Провоевав до самой Победы по своей воинской инженерной специальности, будущий маршал начал постепенно менять сферу деятельности. Параллельно с буднями службы он занимался переосмыслением прошедшей войны, и, прежде всего, поисками причин высоких потерь нашей армии. Появление атомного оружия создало еще одну проблему: использовать его равносильно самоубийству, как же вести боевые действия?
Первый вариант новой системы управления войсками Николай Огарков создал к началу 60-х, тогда же он был им опробован на учениях Белорусского военного округа. Но это было только начало. Появление компьютерной техники — нашей, отечественной, — вывело его идеи на качественно новый уровень. К концу 70-х годов они оформились в полевую Автоматизированную систему управления войсками фронта (АСУВ) «Маневр». Минский НИИ средств автоматизации НПО «Агат» воплотил ее в металле и кремнии на основе советских процессоров, которые тогда превосходили аналоги от американской компании IBM, а в 1981 году новинку испытали на учениях «Запад-81».
Грандиозные маневры: войска трех военных округов, авиация, флот. Размах действия сравним с крупнейшими операциями Великой Отечественной войны. Запад был не на шутку перепуган, многие посчитали учения репетицией Третьей мировой войны. Впоследствии, когда после развала СССР один из экземпляров «Маневра» попал в руки американцев, те с ужасом выяснили, что при использовании данной системы Варшавский договор мог наголову разгромить НАТО безо всякого атомного оружия всего за три дня.
В случае военного столкновения НАТО ждал полный разгром в считанные дни, причем без применения ядерных сил и превращения Европы в «радиоактивный пепел». Концепция «ограниченной войны», которой бредили в Пентагоне, в версии Огаркова выглядела просто устрашающе.
Но в стране у начальника Генштаба оказалось немало влиятельных противников. Новая концепция грозила лишить оборонный комплекс больших денег, а многие генералы могли оказаться без работы. Кому-то просто были не по душе мудреные выкладки Огаркова, его автоматизированные системы управления.
Осенью 1984 года Николая Огаркова понизили в должности, назначив Главнокомандующим войсками Западного направления. Реформа армии не состоялась. А уже в 1988 году Михаил Горбачев решил уволить из армии наиболее опасного, по его мнению, маршала Огаркова и ряд других полководцев. Он их боялся. Летом этого года 70-летнего маршала отправили на покой в рамках устроенной Горбачевым «чистки» Вооруженных Сил. Дело было вовсе не в омоложении — советский лидер опасался влиятельных военных, которые противились устроенному Михаилом Сергеевичем «одностороннему разоружению».
В последние годы жизни Огарков советником при Минобороны России. Каково ему было видеть, как на глазах разваливается все, чему он посвятил себя, одному богу известно.
Зал Огаркова рядом с залами Суворова и Жукова
Николая Васильевича Огаркова не стало 23 января 1994 года. В ту пору его кончина в СМИ была отмечена буквально парой строк.
Даже сегодня о «доктрине Огаркова» на Западе говорят и пишут больше, чем в России. Воистину, нет пророка в своем отечестве.
В феврале 2018 год министр обороны России Сергей Шойгу объявил, что основные залы здания Национального центра управления обороной России в Москве на Фрунзенской набережной названы в честь великих военачальников.
Наравне с залами Суворова, Ушакова, Кутузова, Жукова теперь существует и зал Николая Огаркова.
#жзл
Нет комментариев