Надо жить! Ценить каждый день и благодарить Бога. Иерей Георгий Кириндас
Бог выбирает, кому жить, а кому уйти; кому исцелиться, а кому еще нести крест своей немощи, сроки которой человеком не определяются. Ему только поручается сделать правильные выводы – почему или для чего он болеет.
Об этом – Евангелие о чудесном исцелении безнадежно больного человека, которое читалось в храмах 26 мая, в Неделю о расслабленном.
В сегодняшний воскресный день мы слушали Евангелие от Иоанна, этому тексту посвящена третья Неделя после Пасхи – о расслабленном (Ин. 5: 1-15).
Христос приходит на искусственный водоем, где мыли животных, где мыли овец. Как вы понимаете, там не благоухало. Вокруг этого места лежали калеки, которые в наивной надежде ожидали, что некая Высшая Сила явит свое действо. И вода периодически бурлила, а тот, кто первым оказывался в купели, – получал выздоровление.
Христос приходит и в этой толпе калек подходит к конкретному человеку, который 38 лет мучается от немощи. У которого нет никаких перспектив быть первым. То есть исцеленным.
Христос заговаривает с ним и дарует ему исцеления. Это происходит в субботу. Конечно же, появляются люди, которые следят за соблюдением закона внешнего и пытаются найти повод обвинить Христа.
Исцеленный поступает по совести, он говорит правду. И Христос свидетельствует, Кто Он. А исцеленный исповедует Его Сыном Божиим.
Этого евангельского рассказа о расслабленном здоровые не поймут. Его поймут те, кто хронически болен; кто лежит без ног, а, возможно, без оторванных рук; у которых смердит от соседа по койке, как когда-то у купели, где мыли овец. Поймут старики, брошенные детьми в домах престарелых; дети-инвалиды, оставленные своими собственными родителями в интернатах, никто за ними никогда не придет.
У всех них и им подобных настоящее и будущее имеет общие черты: они одиноки в своей беде, один на один с ней, несмотря на окружающих близких и дальних. Они большей частью обманывают себя надеждой на скорую помощь, ожидаемую ими от людей или счастливого стечения обстоятельств. Свое счастье и радость они отождествили с выздоровлением, смотря иногда на высшие силы, т.е. на Небо, в каком-то корыстном, хотя и искреннем, ожидании содействия в решении земных проблем. Это безнадежность, прикрытая некоей бытовой религиозностью.
НО, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ЕВАНГЕЛЬСКИЙ РАССЛАБЛЕННЫЙ НАМ СИМПАТИЧЕН. ЕГО СУДЬБА, ПУТЬ ЖИЗНИ ДОКАЗЫВАЮТ, ЧТО НАДЕЖДА, ДАЖЕ БЕЗ ВСЯКОГО НАМЕКА НА ВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИЗНИ, НО ПОДОГРЕТАЯ СЕРДЕЧНЫМ ОГНЕМ ИСКРЕННЕЙ ВЕРЫ, ВЫПРЯМЛЯЕТ ПОТОК ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СУДЬБЫ.
«Черновик» этой судьбы пишется на Небе. Но переписывается на «чистовик» свободной волей человека. Желание жить и запрос на высшую Правду, пусть и отождествляемой с исцелением от болезни, обязательно порвут тину бытовой человеческой логики. Что возможно только силой Божией.
Христос выбирает среди множества страдальцев самого безнадежного. Он лежит в этом «неблагоухании» уже 38 лет, не имя возможности ходить, но ожидает, что кто-то неведомый ему поможет. И выбор за Богом. Логика этого выбора всегда будет тайной для человеческого рассудка.
Ну, непонятно, почему в реанимации лежат восемь человек, утром шесть из них ушли, а двое остались. На следующий день еще шесть умели, а двое вновь остались. И эти двое смотрят друг на друга с негласным вопросом: а кто из нас следующий? Но не будет из них следующего. Потому что Богом они избраны продолжать жить. Также как остальные шесть избраны на следующее утро уйти. И нет никакого объяснения этому. Бог выбирает, кому жить, а кому уйти; кому исцелиться, а кому еще надо понести крест своей немощи, сроки которой человеком не определяются. Ему только поручается сделать правильные выводы – почему или для чего он болеет.
ЭТИ ВЫВОДЫ ЛЕЖАТ НА ПОВЕРХНОСТИ. ЛИБО БОЛЕЗНЬ – ЭТО СЛЕДСТВИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОШИБОК В ПРОШЛОМ. ЛИБО НЕКОЕ ЗАДАНИЕ ОТ НЕБА НА БУДУЩЕЕ.
По мере выздоровления духа тайна Промысла будет приоткрываться – постепенно, но опять же не в полноте.
А какие выводы может сделать выздоровевший? Этот расслабленный, который встал на ноги и понял смысл своей жизни? Что надо жить. Ценить каждый день, каждого человека в своей жизни, осмыслять любое событие в жизни своей с точки зрения Вечности, а главное – благодарить Бога.
В конечном счете сделать только один вывод: ты продолжаешь жить только потому, что Бог тебя полюбил.
К сожалению, не всегда после обретения дара жизни человек просыпается для Вечности. И тогда Промысел Божий использует новые «инструменты» для его пробуждения, которых у Него безграничное множество. Не понял, не пришел в себя, как блудный сын, не вернулся к себе и к Источнику своей жизни – значит, тебя будут посещать другие обстоятельства, приводящие к самоосознанности.
Эта ситуация с расслабленным требует и созерцательного прочтения. Мы можем вслед за апостолом Петром «поплыть на глубину» (Лк. 5:4) и попытаться эти созерцательные смыслы найти. Ведь расслабленный – это наш ум. Мы же не понимаем весь мир, мы не способны объять его широту, перед нашими глазами картинки жизни меняются, они формируют некую иллюзию жизни. И они обманывают наше сознание, похожие скорее на неуклюжие потуги или бултыхание в водах человеческих мыслей, гипотез, ложных действий и надежд. Они обманывают наше сознание логикой падшего ума, создавая иллюзии возможностей на спасение или исцеление собственными усилиями.
Возникает наш эгоизм, Вавилонская башня внутри нас, которую мы сами выстраиваем. А, построив ее, мы лежим в смраде собственных и чужих пороков в неоправданной надежде на выгодное развитие жизни.
Жизнь мы находим в здоровье, в добром отношении друг с другом, в приятном общении. И мы отождествили это общение с внешней удовлетворенностью, комфортом. Забывая, что только сначала услышав Бога, выстроив с Ним отношения, мы сможем выстроить отношения друг с другом и вернуться к самим себе.
Мы живем этими картинками, ожидая помощи от псевдодуховных идолов, живущих в нас самих. А нам с вами нужен Христос. Чтобы Он каждого из нас нашел в толпе душ, – Он же знает всех нас по именам! Заговорил бы с нами (это надо еще сподобиться, чтобы Сам Бог заговорил с тобой!) и подарил истинную жизнь с Ним, в Нем и для Него.
Через доброделание, добромыслие, мы станем теми чистыми, о которых каждую литургию мы поем, вспоминая евангельские блаженства. Благодаря этой чистоте мы узрим своего личного Бога. Да будет так.
Христос Воскресе!
Нет комментариев