Михаил Ломоносов
Россия... Никольский край … У каждого из нас есть своя малая Родина, то место, тот уголок земли, где прошло самое замечательное время, где хранятся дорогие воспоминания, где ты впервые почувствовал, что такое счастье, любовь…Это то место, куда можно всегда вернуться, несмотря на то, куда бы нас не забросила судьба. Ведь родной край- это уникальная ценность для души и сердца.
Так уж сложилось, что моей малой родиной стала деревня Чернино, Никольского района. До сих пор помню, как на ранней заре, когда кричат петухи, бывало, распахнешь окно в прохладный от ночи улицу, и вся изба, наполнится запахом трав. А воздух?...Чистый, прозрачный воздух! Разноцветная палитра красок во всем… Не забываемы и гулянья на праздниках деревьни, и деревенские посиделки, и русские народные песни под гармонь, и легенды, и рассказы старожилов о злых и добрых духах….
Мы живем сейчас в другом мире, где кажется все живое, настоящее уходит в прошлое.
А порой так хочется вернуться в прошлое…Айда вместе со мной…
Начнём с деревенской избы …
Деревянные избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Заглянем во внутрь избы и посмотрим, какой же была там обстановка, какая была мебель, утварь- посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены.
Когда заходили в избу, первым делом обращали внимание на печь, она занимала центральное место. Печь ставили подальше от стены, чтобы не случилось пожара. А вот пространство между стеной и печью называлось «запечье». Там у хозяйки хранились ухваты, кочерга, специальные лопаты, они использовались для того, чтобы в печь ставить чугуны, сковородки, вытаскивать ароматные пироги.
В печи были маленькие ниши, они использовались для сушки рукавиц, валенок. Печь называли «матушкой-кормилицей». Она не только кормила, обогревала людей, но на ней еще спали дети и старики.
А вот молодым лежать на печи не разрешалось, их считали лентяями.
Место у печи называлось «бабий кут»,то есть «женский угол». Здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда.
Был и мужской угол , потому что здесь хозяин не только спал, но и хранил под лавкой свои инструменты. В крестьянской семье раньше было много детей, почти в каждой избе висела под «матицей» люлька. Женщина, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась работой: шила, пряла, вышивала, плела кружева.
В крестьянской избе обязательно был «красный угол» , в нем размещалась божница – полочка с иконами, их украшали самотканным вышитым «рушником»; обеденный стол, который всегда накрывался чистой скатертью, а на столе стояла деревянная солонка и лежал кусок хлеба, как символ благополучия семьи.
Был в деревнях такой обычай: прежде чем пройти в избу, входящий должен был повернуться к иконам лицом, покреститься, поклониться и только потом пройти, пожелав добра хозяевам дома. Семьи в старину были очень гостеприимными. Но вот за обеденным столом все рассаживались согласно традиции. Итак, во главе стола почетное место занимал отец или самый старший член семьи мужского пола. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. К трапезе приступали тогда, когда, перекрестившись, хозяин первый отведывал еду. За столом нельзя было разговаривать, смеяться, а то ведь можно было остаться голодным. И заодно получить ложкой по лбу.
Неотъемлемым атрибутом русского чаепития был самовар. Родители , рассказывали, что стоил он очень дорого, иногда за такую цену можно было купить молодую корову или семь овец. Вся семья собиралась за чаепитием в холодные зимние вечера, а уж вкус настоящего русского чая из разных трав просто не передать.
Много предметов использовалось и в русском быту. Почти все они делались собственными руками: стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки.
А какой же была утварь?
В основном в русской деревне употреблялась деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше, потому что стоила очень дорого, и не каждая крестьянская семья могла себе это позволить. Чаще всего использовалась утварь, изготовленная из бересты, плетенная из прутьев, соломы.
Делали ее преимущественно мужчины или покупали на ярмарках.
Вся домашняя работа лежала на плечах хозяйки. Надо было все успеть. Моя мама, рассказывала, как она помогала стирать вещи. Условия были совсем другие. Сначала белье замачивали с простым мылом или золой в лохани – это такая емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре). Потом начинали «мять» белье, используя стиральную доску ( она была либо деревянная, либо металлическая) , сильно грязное белье «отбивали» вальком.
Валёк – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании или для катания белья на скалке. Вальки делали преимущественно из легких пород дерева – липы или березы. Верхняя лицевая поверхность некоторых вальков украшалась выемчатой резьбой, росписью.
После стирки белье надо было погладить
В Древней России одежда не гладилась. «Рубахи из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости» Это осуществлялось оригинальным способом: «Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем»-длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце».
Такой способ глажки просуществовал во многих деревнях нашей местности до середины XX века.
Был еще утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой.
Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам.
Размахивали утюгом взад и вперед, чтобы угли разгорались сильнее.
Прялка – главный предмет в семье. Из деревянных предметов быта и орудий труда больше всего до нас дошло прялок. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты, а иногда прялка делалась для молодой жены. «Очень часто мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери.
И в каждую из них мастер, вкладывал частицу своей души. Оказывается прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению. Вот такой был обычай.
Об обычаях и традициях жителей Никольского района можно рассказывать очень много. И очень приятно слышать и видеть своими глазами, что у нас в Вахневском Доме Культуры обосновался такой музей Старины.
Пусть живет старина в душе каждого из нас, ведь без прошлого нельзя построить будущее. Мне кажется, что при погружении в этот мир ты словно оказываешься в другом времени, в эти мгновения по- настоящему наслаждаешься жизнью. «Жизнь коротка, а память должна быть вечной» .Только тот народ жизнеустойчивый, который помнит свое прошлое. В этом прошлом опыт, а вместе с тем урок и мысль.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2