Панорама озера с видом на шампанский дом. Фото начала ХХ века.
— Предположительно, — рассказывает Елена Петрова, хранитель исторического архива Абрау-Дюрсо, — этот дом построен в 1895 году.
Хотя есть две даты. В дореволюционной описи дата указана — 1907, а в описи 1926 года — 1895 год. Мы склоняемся именно к последней, ведь все строения так называемой «новой усадьбы» на горе были возведены именно в 1892-1895 годах. У нас есть опись, полученная в Санкт-Петербургском российском государственно-историческом архиве, 115-й фонд, о том, кто этот дом построил, сколько в нем было квартир, кто тут проживал.
Интересно посмотреть, в каких условиях жили простые рабочие при царе. Что за мастера работали на заводе, если специально для них в пяти минутах ходьбы от рабочего места был построен добротный каменный дом?
По описанию, здесь было 11 помещений — 9 квартир, общая гостиная и кухня. Учитывая, что вся площадь Дома шампанистов 460,6 кв. м, на каждую семью приходилось чуть меньше 40 «квадратов», вполне себе сегодняшняя однокомнатная квартира. Правда, туалетов в доме точно не было, была выгребная яма во дворе, но светом и водой жильцов обеспечили.
В архивах найдены документы с фамилиями рабочих, которые жили в доме № 13 (сегодня это улица Промышленная, дом № 15, — прим. авт.). Среди них два знаменитых мастера — Фокасьев и Доброштан. В исторической справке, предоставленной редакции "НР" Еленой Петровой, о них сказано следующее: «В становлении советского шампанского важную роль сыграли двое мастеров, трудившихся в хозяйстве еще с царских времен, — А. Н. Фокасьев и А.С. Доброштан.
А. Н. Фокасьев с 1898 года был в хозяйстве разнорабочим. Кроме общительности и способности к языкам, которые помогли ему сблизиться с некоторыми французскими мастерами, его отличал безусловный талант дегустатора, что позволило ему освоить профессию дегоржера.
Другой мастер, А.С. Доброштан, поступил на работу в хозяйство четырьмя годами позже и стал первым русским ремюером. Оба они занимались обучением молодых рабочих и мастеров».
Дом стоит буквально в метре от обрыва. По самому краю установлен забор, но подходить к краю все равно страшно. Конечно, он не строился над обрывом.
Официальная история выглядит так: «В 1913 году уделы принимают решение значительно расширить подвал шампанского, так как с увеличившимся тиражом не хватало тоннелей для размещения шампанского.
Все помещения буквально были битком набиты шампанским. В подвалах к этому времени, не считая тиражного, находилось 896 240 бутылок и 102 055 полубутылок готового шампанского, а в 1914 году — 1 244 585 бутылок и 124 855 полубутылок, бочкового вина — 75 685 ведер.
Рядом с существующими зданиями и тоннелями делается откос для будущих тоннелей и роется котлован для зданий. Намеченные работы по расширению шампанского подвала предполагалось закончить в следующем 1914 году.
Вспыхнувшая в 1914 году Первая мировая война помешала осуществить это начинание, работы прекратились. Каждый год постройка откладывалась на следующий год, проектировавший строительство техник имения Бобынин ушел на войну. Недостаток рабочих, невозможность приобрести необходимые строительные материалы с каждым годом чувствовались все острее и острее.
В 1916 году обнаружилась необходимость предохранить устроенный откос от обвала, что грозил дому № 13, расположенному над откосом и выемкой.
Из Москвы был прислан инженер Лунин, который осмотрел произведенные земляные работы и наметил необходимые мероприятия по укреплению откоса от обвала. Считалось, что при благоприятных условиях постройку можно закончить к весне 1918 года, но дальнейшие события отдалили этот момент, и намеченные работы так и не были осуществлены».
Во время войны, с августа 1942 по сентябрь 43-го, Абрау находился в оккупации, и практически все строения были разрушены либо наполовину, либо полностью, например, как дом винодела Виктора Дравиньи. Елена Петрова предполагает, что и Дом шампанистов был отчасти разрушен.
В советский период все восстановили, там были квартиры для служащих. Потом дом признали аварийным — на стенах хорошо видны маяки, по которым отслеживали, расширяются ли трещины на внешних стенах. Его расселили где-то в 1985 году. В доме обосновались бомжи, из-за них случился большой пожар. Входы-выходы после этого перекрыли, но никакого ремонта или консервации здания не было.
НАСТОЯЩЕЕ
Двухэтажное здание, сложенное из местного камня, выглядит прочным, но сильно запущенным. Вместо окон и дверей здесь давно толстые решетки, кровли над половиной здания нет — сгорела еще в прошлом веке.
Комментарии 31
Жители шампанского дома, начало 70-х годов:
Захаркины
Бусыгины
Бурдины
Мартыненко
Галаган
Тереховы
Клочковы
Поляковы
Нефёдовы
Кривицкие
Дятчины
Григоренко
Кириленко
Спасибо всем, кто вспомнил!!!