Согласно традиции, наша праматерь Рахель умерла в родах примерно 3600 лет назад
.
Алла ГИММЕЛЬРАЙХ
.
«И покинули они Бейт-Эль, и было им еще идти до Эфраты, но тут Рахели пришло время рожать, и роды были трудны. И было ей тяжело, но повитуха сказала: «Не бойся, потому что у тебя опять сын». И когда отходила ее душа, ибо она умирала, нарекла она сыну имя Бен-Они, а отец назвал его Биньямин. И умерла Рахель, и похоронили ее на дороге в Эфрату, она же Бейт-Лехем. И поставил Яаков памятник на ее могиле, и это надгробие на могиле Рахели по сей день» (Берешит 35, 16-21).
Описание первой встречи Яакова и Рахели на страницах Торы, в скупой на эмоции книге Берешит безошибочно распознается как история любви с первого взгляда:
«Он все еще разговаривал с пастухами, когда пришла Рахель с отарой своего отца, которую она пасла. И когда увидел он Рахель, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей, то подошел Яаков и отвалил камень от устья колодца, и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Яаков Рахель, и возвысил голос свой, и заплакал» (Берешит 29, 9-11).
Между этими двумя событиями – несколько страниц текста, описывающего историю любви, многолетнего труда, обмана, отношений между сестрами — соперницами, страданий бесплодия и счастья рождения детей. В отличие от обычного сказочного сюжета, эта история не оканчивается свадьбой, а только начинается с нее.
В Торе рассказывается, что Яаков любил Рахель больше, чем Лею, но Лея рожала сыновей, а Рахель не могла родить:
«И увидел Бог, что Лея нелюбима, и отверз утробу ее. Рахель же была бездетна» (Берешит 29, 31).
Наконец, после долгих лет отчаяния, Рахель родила своего первенца Йосефа, а затем и Биньямина, за рождение которого она заплатила жизнью. В результате, из двенадцати сыновей Яакова праматерь Лея родила шестерых, еще четверо сыновей рождены наложницами, и лишь двое – сыновья Рахели.
Особый акцент в этом рассказе делается на рождении детей и их именах. Вся эта сложная семейная история выполняет задачу создания национальной идеи, консолидирующей союз племен, из которых сложилась общность под названием «Исраэль». Имена детей Яакова, которые дают им матери — это названия племен (или, как нам более привычно, «колен» Израиля), объединившихся в единую общность. Этот библейский сюжет наделяет объединившиеся племена общей историей и возводит их к общему предку на мифологическом уровне. После покорения Ханаана земля Израиля будет разделена между 12 коленами — племенами, родоначальниками которых станут сыновья Яакова. Союзы двенадцати (иногда шести) племен были обычным явлением в восточном Средиземноморье и Малой Азии. Объединяющим их фактором могло быть не общее происхождение, а общая преданность одной святыне. Однако все эти семитские группы действительно имели общие корни и находились во взаимном родстве; у них могли быть общие воспоминания, предания и почитаемые предки.
Смерть Леи в Торе не описана. Сказано только, что Яаков просил похоронить себя в пещере Махпела, где уже похоронены его предки и Лея. После смерти сестры словно поменялись местами: Лея, нелюбимая жена и плодовитая мать, лежит рядом с Яаковом, а Рахель, любимая жена, много лет молившая небо о детях, далека от него, но стала в сознании народа главной из праматерей. История любви Яакова и Рахели, ее стремление иметь детей, ее ранняя смерть делают образ Рахели ярким и трагическим. Место захоронения Рахели почитается евреями на протяжении веков и является центром паломничества бездетных и незамужних женщин, которые приходят сюда молиться о создании семьи и рождении детей.
Недавно на сайте «Picture a day» была опубликована специальная подборка фотографий из коллекции Библиотеки Конгресса США с изображением могилы Рахели, которые частично приведены ниже.
30 человек (три миньяна) из Иерусалимского дома престарелых молятся у надгробия праматери Рахели за благополучие друзей, спонсоров и других братьев из Дома Израиля в диаспоре (Stephanie Comfort – коллекция еврейских открыток)
В 1622 г. османский губернатор Иерусалима разрешил евреям построить стены и купол над могилой.
В течение нескольких сотен лет местное племя бедуинов и местные арабы требовали от евреев, посещающих могилу Рахели, деньги «за защиту». В 18-м и 19-м веке арабы возвели кладбище с трех сторон гробницы в надежде, что близость умершего к святой могиле — даже еврейской — будет даровать благословение. В 1830-х годах евреи получили от османских властей указ, в котором признавался еврейский характер места и содержался приказ о прекращении поборов с евреев. В 1841 году, благодаря сэру Мозесу Монтефиори, было получено разрешение османских властей на постройку помещения для молящихся. Во время нападений мусульман на евреев в Палестине в 1929 году, мусульманский религиозный совет Вакф потребовал передачи этого исторического места под свою опеку.
В течение 19-ти лет иорданского правления на Западном берегу (1948-1967) гробница Рахели была недоступна для евреев. После войны 1967 года Израиль вернул себе контроль над этим местом. В 1996 году и во время палестинской интифады в 2000-2001 гробница Рахели стала объектом многочисленных нападений. Израильская армия построила стены для защиты верующих и доступа к гробнице.
В октябре 2010 года организация ЮНЕСКО объявила о том, что это место было также мечетью Билял ибн Рабах, и выразила возражение против израильских «односторонних действий» в святом месте. Билял ибн Рабах был рабом Мухаммеда эфиопского происхождения, его сподвижником и первым муэдзином. Он умер и был похоронен в Дамаске. Заявление о том, что на этом месте была мечеть, впервые было сделано в 1996 году.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев