Однажды ночью Дон Кихот напал на обоз, в котором везли покойника в сопровождении священнослужителей из городка Баэсы, где тот почил, на фамильное кладбище, в Сеговию. Идальго, возмущенный отказом «сопровождающих в балахонах» отвечать на его расспросы, поколотил несчастных: они запутались в рясах и потому не сумели убежать от безумца. В результате бессмысленного побоища Дон Кихот потерял передние зубы и за свой обезображенный вид получил от Санчо Пансы звание «Рыцарь печального образа».
Существует правдоподобная догадка, что сюжет о тайной похоронной процессии был порожден реальной историей, случившейся в 1593 году, когда Сервантес жил в этих краях в Андалусии. Знатная дама Ана де Пеньялоса пожелала похоронить своего духовника, Хуана-де ла Крус, в Сеговии. Городок Убеда, где умер Хуан, не соглашался расстаться с реликвией, и тело перевезли ночью, чтобы избежать возможного сопротивления горожан.
Хуану-де ла Крус (1542–1591), или в версии, принятой у богословов и философов, — Иоанну Креста, этому тихому человеку, никогда не давали покоя: ни при жизни, ни после смерти. Разве что в России его имя было погребено волнами идеологического террора, и лишь во время позднесоветского отлива робко вернулось, пусть и в транслитерационной маскировке. Хуан всю жизнь искал уединения и созерцания, но обстоятельства постоянно побуждали его к энергичным действиям. Сама эта не очень долгая жизнь полна не абсурдных, донкихотовских, а осознанных подвигов и приключений, и вызывает не меньшее восхищение, чем его удивительные творения.
Имя в миру Хуан де Йепес Альварес (Juan de Yepes Álvarez), известный также, как как Святой Иоанн Креста, Св. Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный — испанский писатель и поэт, христианский мистик. Учитель Церкви, католический святой, сподвижник св. Тересы Авильской, реформатор Ордена кармелитов. Считается покровителем поэтов, его стихи и трактаты переведены на множество языков мира, включая арабский и корейский. Оказал влияние на испанскую и мировую литературу, в частности, на Сервантеса. Хуан де Йепес Альварес происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи. После смерти отца семья перебралась в поисках средств к существованию городке Медина-дель-Кампо. Юношей ухаживал за больными в госпитале, образование получил в иезуитской школе. В 1563 году поступил в монастырь кармелитов, где получил монашеское имя Иоанн святого Матфея, принялся изучать богословие в Саламанке. Однако жизнь в монастыре не устраивала Иоанна, т. к. образ жизни того времени мало напоминал суровую аскезу и постоянную молитву, к которой были призваны кармелиты. Из-за конфликта им было принято решение уйти в орден картезианцев.
После смерти Иоанна при содействии монахини Анны Иисуса его главное поэтическое сочинение Духовная песнь было впервые опубликовано на французском языке в Париже в 1622, на испанском - в Брюсселе в 1627, а в самой Испании лишь в 1630 году. Через 135 лет он был канонизирован Папой Бенедиктом XIII, а ещё через 200 лет папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви — 14 декабря.
В России богословие Сан Хуана де ла Крус нашло свое отражение в трудах Лосского, Николая Бердяева, православного мыслителя Николая Арсеньева. Интересовал Хуан де ла Крус и Вячеслава Иванова, автора усвоенной современным богословием метафоры, уподобляющей две Церкви двум легким.
Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты, в частности, Д. С. Мережковский, написавший книгу о нём. Стихотворения св. Иоанна переводили на русский язык Анатолий Гелескул, Борис Дубин, Валерий Перелешин. Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали нарисовал в 1950—1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста». Музыку на стихи Св. Иоанна писали Федерико Момпоу, Гоффредо Петрасси, Кармело Бернаола, Хендрик Андриссен, Мишель Реверди, Лорина Маккеннитт.
Поэма «Темная ночь» была написана в Гранаде, между последними месяцами 1578 г. и первыми месяцами 1579 г. Точнее датировать проблематично. В поэме явственно слышны автобиографические ноты. Ее начальные строфы — метафорическое описание побега из толедской тюрьмы (совершенного в середине августа 1578 года). Если она и была написана в толедской тюрьме, ее не было в маленькой тетрадке, которую беглец ухитрился унести с собой и затем передал босоногим кармелиткам в Беасе во время своего первого визита. О ней не упоминает сестра Магдалена де Эспириту Санто, приводящая список стихов, записанных в этой тетради. Вопреки логике, «Песнь духа» с ее богатством красок была написана в крохотной темной каморке площадью полтора на два метра. «Темная ночь» — под солнцем Андалусии, среди ее роскошной природы.
Авторское название поэмы — «Песнь души, что наслаждается, достигнув высшего совершенства, то есть ЕДИНЕНИЯ с Богом, путем духовного отрицания (отвергающего себя самое и все вещи в чистоте веры)».
«Темная ночь» является поэмой лишь по смысловой насыщенности — по объему она равна короткому стихотворению.
В ночи неизреченной,
сжигаема любовью и тоскою —
о жребий мой блаженный! —
я вышла стороною,
когда мой дом исполнился покоя.
Во тьме благословенной
я лестницей спешила потайною —
о жребий мой блаженный! —
окутанная тьмою,
когда мой дом исполнился покоя.
Ночною тьмой хранима,
таясь, я никого не повстречала,
и я была незрима,
а путь мне освещала
любовь, что в сердце у меня пылала.
Любовь сия — светлее,
чем солнце в полдень, — путь мне озаряла.
Я шла, ведома ею,
к тому, кого я знала,
в пустынный край, где встречи ожидала.
О ночь, нежней рассвета!
О ночь, что провожатой мне служила!
О ночь благая эта,
что с Милым обручила,
Невесту в Жениха преобразила!
И в сердце, что незримо
лишь для него цветенье сберегало,
лежал он недвижимо,
и я его ласкала.
Нам кедра ветвь прохладу даровала.
Там, под зубчатой сенью,
его волос касалась я несмело,
а ветра дуновенье
крылом меня задело
и чувствам всем умолкнуть повелело.
В тиши, в самозабвенье
я над своим Возлюбленным склонилась,
и все ушло. Мученье,
которым я томилась,
средь лилий белоснежных растворилось.
Нет комментариев