Художники молитвы.
Естественный метод, представляет собой альтернативный путь для тех, кто, опасаясь ошибок, не рискует использовать метод искусственный, кто не решается для сведения ума в сердце применять художественные приемы. Строго говоря, привязка внимания к гортани иди к груди есть, в сущности, не что иное, как элемент того же художества. На самом деле принципиальное отличие двух методов состоит только в одном: сосредотачивается внимание в сердце или вне его — в груди или в гортани. Что же касается художества, то сами по себе психосоматические приемы не так уж опасны и могут быть весьма полезны на различных стадиях молитвенного делания.
Известны причины, по которым в свое время избегали упоминать о приемах художества. Из опасений профанации о них умалчивает прп. Исаак Сирин и объясняется с читателем: какой есть «иной способ молитвы... сего признал я справедливым не объявлять» Ибо говорят: «сиди в келии, и это само по себе научит тебя всему». На этом основании сокращал тексты исихастских трактатов свт. Феофан Затворник.
Однако, «в нынешнее время ситуация сильно изменилась, охотников до монашеского делания заметно поубавилось даже по сравнению с XIX веком, не говоря уже о древних временах». А «новая мода на “паламизм” в интеллигентских околоцерковных кругах является своеобразным и любопытным феноменом, но никак не связанным с практическим следованием святоотеческой традиции». Сегодня, напротив, актуально не сокрытие каких-то «технических секретов» молитвы, а потребность просвещения в этой области. Таково мнение уважаемых духовных авторитетов: «Трезвение не есть привилегия одних подвижников, созерцателей, но и всех тех, кто имеет сознание, пользующееся миром сим, как не пользующееся » , — говорит известный подвижник нашего времени.
Разумеется художественные приемы «не составляют сути молитвы» и являются «только внешним пособием», о чем нас неустанно предупреждают; конечно, тот, кто перепутает средство с целью, цели достичь не сумеет. Все это очевидно, но не дает повода делать из художества некое пугало.
Психофизический метод на самом деле всегда составлял неотьемлемую часть молитвенной практики. Древние отцы-пустынники прекрасно знали о том, о чем свидетельствует современная медицина и психология, — о единстве тела и души во всех их проявлениях. Они опытно постигли, что молитва невозможна без поста, что для молитвы имеет значение и положение, и состояние тела. «Душа животворит или мертвит тело, а тело воздействует на душу — положительно или отрицательно», так что насколько очищение души и достижение духовного совершенства зависит от внутренней жизни человека, настолько же — и от жизни тела. Учение древних остается достоянием и отцов последних поколений: «Достойна глубокого рассматривания и удивления связь между телом и духом человеческим. Образ мыслей человека, его сердечные чувствования много зависят от того состояния, в котором находится его тело». Закономерность бесспорная, и «легко при усиленном внимании заметить, кто молится только наружно, и кто внутренно», ибо «внутреннее выражается во внешнем».
В этой связи проясняется то значение, которое имеет в православии практика говения — подготовки к причастию. Пост перед принятием Святых Тайн не просто благочестивый обычай или символическое действие — он имеет глубокий духовный и практический смысл. Его цель — через воздержание смирить человеческое тело, чтобы тем побудить и душу, хотя бы в малейшей степени, соучаствовать в страдании своего Спасителя, дабы всего нашего существа коснулась «та же жертвенная любовь, которая выразилась в жертвенном заклании Христовой плоти за жизнь и спасение мира». Если человек желает реально через приобщение «преобразиться нетварными Божественными энергиями, несотворенной славой и силой Христа воскресшего и узреть Его», то его тело «вместе с душой должно стать общником Христовых страданий через уподобление Его смирению и распятию».
Подготовка к восприятию благодати и достигается через посильное, в меру возможностей говеющего, утруждение души и тела постом и молитвенным правилом. Без такого целостного психосоматического приуготовления таинство святой евхаристии «становится для нас безжизненным обрядом, а наше причастие Телу и Крови Его бывает в суд и осуждение». Не случайна настойчивость модернистов, вновь и вновь посягающих, под шепот змия древнего, на то, чтобы сократить, упростить, а то и вовсе отменить пост и исповедь перед причастием. Слишком хорошо их духовный руководитель знает, что неполноценное участие в таинствах не только не приобщает Божественной благодати, но поражает греховностью, уловляет в его же сети.
Все известные представители исихазма единомысленны в том, что «богопознание требует, — как говорит Григорий Палама, — вовлечения всего человека в молитву». Поскольку «во Христе Бог принял полноту человека, душу и тело». И церковные таинства призваны освящать дух, душу, и тело — всю целокупность нашего естества. Как и обожению непременно подлежит весь психофизический состав человека: «всем своим существом погружается человек в лучи Божественного света. Тело, как и ум, и воля, и чувство, содействуют друг другу в процессе обожения». Отсюда и нужда в материальном элементе таинств: хлебе, вине, елее, воде.
протоиерей Игорь Рябко
Успенский Собор Троице-Сергиевой лавры
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев