Когда человек попытается сосредоточить внимание ума «внутри персей», то скоро убедится, насколько это поначалу нелегко. Дело в том, что вниманию, чтобы удержаться в определенном месте, нужно за что-нибудь «зацепиться», нужен некий раздражитель на уровне ощущений. Как найти его в глубине грудной полости?
Сама физиология подсказывает использовать с этой целью или дыхание, или сердцебиение: почти все органы «функционируют в нас неприметно, мы не ощущаем ни наши почки, ни нашу печень, ни наш мозг. Единственное, что мы осязаем и слышим, — наши легкие, по ритмичности дыхания и движению груди, а также сердце, по его ударам» . Именно на этом и строятся приемы художества: дыхание служит там в качестве «проводника» к сердцу. Однако художество — это инструмент искусственного метода, в противоположность методу естественному. И не случайно. Для человека, который предпочел естественный метод, дыхание, как средство фиксации внимания, окажется малопригодным. Движение воздушного потока внутри грудной клетки дает слишком тонкие и расплывчатые ощущения, а потому они, при отсутствии особой чувствительности и надлежащего опыта, почти неуловимы. Но в груди имеется другой источник ощущений — довольно отчетливо мы чувствуем здесь пульс. Стоит направить внимание в область грудины, как оно невольно привлечется к пульсации сердечной мышцы. Только в данном случае и это не годится, ведь главный пункт естественного метода — не сосредотачиваться на сердце.
Всё же надо отыскать некую точку, в которой внимание могло бы закрепиться, — и опыт показывает, что поначалу его легче всего удержать, и вместе с тем ощутить звучание молитвы, в самой верхней части груди — на границе с областью гортани. В этом месте, пожалуй, лучше всего ощутим проток воздушной струи на переходе из трахеи в легкие. Здесь же, в гортани, — средоточие привычных ощущений, идущих от напряжения мышц при глотательных движениях и вибрации голосовых связок. Должна сказываться и подсознательная зависимость органа речи от словесно мыслимой молитвы. Все это способствует фиксации внимания в этой зоне. Удержание ума «внутри персей» — важная особенность естественного метода, так как место это, будь то гортань или верх грудины, располагается в непосредственной близости к области сердца. Когда со временем молитва потеплеет и ум, согретый сердечным откликом, будет готов к соединению, тогда, влекомый сердечным чувством, он непроизвольно опустится из персей и погрузится в сердце. Поэтому, «пока не открылось сердце» для молитвы, самое приличное для сосредоточения ума место — грудная полость, откуда, как говорили русские старцы, лежит к сердцу «близкий, прямой и невозбранный путь».
Удержание ума в персях или в гортани — это первый шаг в постепенном освоении сердечной молитвы, это временная мера, и «этим не определяется окончательно место внимания и молитвы, а только указывается переходный пункт», из коего впоследствии удобно свести ум в сердце. Приближение к благодатному соединению ума с сердцем требует благоговейной осторожности и постепенности. Каждый из трех шагов, подводящих к этому моменту, совпадает с определенным этапом духовного возраста, для каждого из них характерен свой образ молитвы и сосредоточенность ума в особом месте.
Перси. — Молитва словесная и умная. При заключении ума в слова молитвы внимание удерживается вверху грудины, у основания шеи или в гортани.
Сердце. — Молитва сердечная.
При сведении в сердце ум сосредотачивается в сердечном месте — примерно в районе верхней части сердечной мышцы. Там же ум пребывает после соединения с духовным сердцем. выраженное несколько иначе: «Внимание ума при молитве» — это достижение первого шага. «Внимание привлекает сердце к сочувствию; а при усилении внимания сочувствие сердца уму обращается в соединение сердца с умом» — второй шаг. «Наконец, при внимании, усвоившемся молитве, ум нисходит в сердце для глубочайшего молитвенного священнослужения» — завершен шаг третий.
Особо подчеркивается различие между деятельным и благодатным периодами, а именно: «между молитвою, совершаемою умом при сочувствии сердца — приличествующею всем благочестивым инокам и христианам», — то есть молитвой первого и второго шагов, «и молитвою благодатной, совершаемой умом в сердце или из сердца — составляющей достояние иноков преуспевших» — иначе говоря, молитвой третьего шага. Повторим, что удержание ума в верхней части сердца доступно всем, тогда как третий шаг — «глубокая сердечная» молитва — есть удел умудренных в исихии, вовлеченных силою благодати в «молитвенное священнодействие ума в сердце» .
⚠️ Итак, для новоначальных, прибегающих к естественному методу, самым подходящим местом первичного сосредоточения внимания и удержания ума оказывается небольшая область у основания шеи с центром примерно на уровне ключиц. В зависимости от индивидуальных особенностей: кому-то, может быть, удобнее держаться гортани — на уровне трахеи, под кадыком, а кому-то чуть ниже — под ключицами, в верхней части грудины. Отсюда те различия в обозначении этого места, которые встречаются в литературе: гортань, вход в полость груди, место под кадыком, вход в легкие, верхняя часть груди. По сути же, речь идет об одном и том же участке тела у основания шеи. Описанная практика традиционна, она известна и афонским, и русским пустынникам, у которых можно встретить похожие высказывания об удержании внимания «в груди», «в грудной полости», «в горле» и указания на этот способ как на приближающий «ко входу Иисусовой молитвы в сердце».
Прп. Никодим Святогорец: «Стань со вниманием и молитвенным словом там, где мы обыкновенно ведем беседу с самими собой, под кадыком на верху груди... Не побрезгуй сим замечанием, как оно ни покажется тебе слишком простым и малодуховным» .
Свт. Феофан Затворник: «Тем, которые затруднились бы» сразу сходить умом в сердце, надо, по совету прп. Никифора, «умно говорить молитву там, где орган слова, в начале гортани, или при входе гортани в полость груди». Нужно «внимание держать в груди, немножко ниже впадинки, что под горлом. Потому, что у вас сердце щемит. А так не станет. Потом теплота отзовется в сердце без щемления» .
Свт. Игнатий Кавказский: «Весьма хорош способ обучения Иисусовой молитве, предлагаемый священноино - ком Дорофеем, российским подвижником и аскетическим писателем: “Должно поучаться умом приницать и прилежать всегда к гортанному почувению. Тогда умная и сердечная молитва начнет манием (то есть по действию Божественной благодати)... действовать”» .
Священноинок Дорофей: «Уму следует... ощущениями пребывать в гортани». Схимонах Никодим Карульский: «Чрез гортань мы дышим, произносим слова молитв... Гортань есть и место для стояния во время молитвы новоначальным молитвенникам». «Внимание надо спустить... в гортань... где дыхание проходит в легкие, вот в этом месте и стоять... Надо учиться в груди молиться... в гортани, где воздух проходит до легких. В этом месте держать ум... и откроется тебе сердце». В подтверждение своего мнения старец добавляет, что держал совет и с другими отцами: «Был тогда еще Силуан в Пантелеймоновом монастыре. С ним советовались всегда».
Игумен Харитон Валаамский: «Вам нужно, — советовал старец Агапий (Молодяшин), — вниманием быть... в гортани и творить молитву словесную языком или умом. Когда придет время, то ум сам найдет свое место внутри».
Схиигумен Иоанн (Алексеев) : «Внимание держи в верхней части груди, ум заключай в слова молитвы, а внимание есть душа молитвы... На сердце не надо нажимать вниманием. Если будет внимание в груди, то и сердце будет сочувствовать, и голова будет как бы пустой, и в церкви будешь стоять нерассеянно. Иначе мысли замучают и, по закону сплетения, будут носиться по предметам мира сего» . «Внимание держи не в голове, а в верхней части груди... Там надо творить молитву. Этот способ самый правильный». (продолжение следует)
протоиерей Игорь Рябко
Валаамский монастырь. Карелия
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев