Перед вами — единственный в мире вращающийся судоподъёмник, соединяющий два канала в Шотландии: Форт—Клайд и Юнион. Разница отметок — 35 метров. Колесо поднимает на 24 метра, остальное — за счёт двух верхних шлюзов.
Весь цикл подъёма занимает около 5 минут и тратит всего 1,5 кВт⋅ч энергии — это как вскипятить 8 чайников. Всё благодаря балансу по закону Архимеда: каждая из двух гондол (по 250 000 л воды) всегда весит одинаково, независимо от наличия лодки.
Конструкция и металл
Каркас и «лопасти» сделаны из стали, общий вес — примерно 1 200 тонн. Узлы — болтовые: более 14 000 болтов и 45 000 отверстий. Такой подход снижает риск усталостных трещин, которые могли бы появиться при сплошной сварке из-за циклических нагрузок.
Как работает вращение
Гондолы всегда держатся горизонтально: кольцевые зубчатые колёса + синхронное контрвращение.
Главная ось опирается на два трёхрядных роликовых подшипника SKF, выдерживающих огромные радиальные нагрузки при плавном ходе.
Внутри опор — 10 гидромоторов, привод — всего 22,5 кВт.
Фундамент и сборка
Колесо стоит на 30 буронабивных сваях (22 м глубиной) — на месте бывшего дегтезавода. Все блоки прошли заводскую примерку, монтаж на площадке — укрупнёнными секциями.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев