Фильтр
Первая икона с ликом Христа. Спас Нерукотворный
Самый древний тип изображения Иисуса Христа восходит к евангельским временам: Христос отер лицо куском полотна (платом), на котором чудесным образом запечатлелся его образ. Церковь почитает образ Спаса Нерукотворного как первое, наиболее точно передающее облик Спасителя изображение, созданное без участия художника. Зримо свидетельствующий о пришедшем в мир во плоти Боге (Боговоплощении), это образ преображенного человеческого лица, которое на иконах называют ликом. С особым почитанием Спаса Нерукотворного связана история святыни и праздник, который отмечается Православной Церковью в августе. Согласно преданию, современник Христа, правитель Эдессы (Έδεσσα, ныне - на юго-востоке Турции) заболел и, в надежде получить исцеление, послал письмо к Иисусу. Авгарь полагал, что сможет исцелиться, если художник напишет для него портрет Христа. Изображение возникло, когда Спаситель приложил плат к своему лику. Плат с Нерукотворным образом Христа был доставлен в Эдессу и Авгарь получил исцеление. С
Первая икона с ликом Христа. Спас Нерукотворный
Показать еще
  • Класс
Крест эпохи Ивана Грозного
Ранее неизвестный древний выносной крест был приобретен Музеем имени Андрея Рублева в 2020 году у частного лица. Памятник поступил в тяжелом состоянии, со следами антикварной реставрации и нарушением целостности деревянной конструкции - соединения горизонтальной и вертикальной частей, а также некоторые составные элементы были подвижны, а на поверхности было большое количество фрагментов поздних слоев и следов непрофессионального вмешательства в авторскую первоначальную живопись. Крест – главный символ христианства. Напоминающий о Распятии и Воскресении Иисуса Христа, он знаменует победу над смертью и грехом. Маленькие нательные крестики носили на груди, большие памятные кресты ставили в честь знаменательных событий, обетные воздвигали по обещанию на дорогах и в самых разных местах. Двусторонние кресты на длинном древке, установленные в алтарной части храма, за престолом, получили наименование запрестольных. Их выносили при торжественных процессиях, крестных ходах. Выносные кресты, отл
Крест эпохи Ивана Грозного
Показать еще
  • Класс
Образы преподобного Серафима
1 августа 1903 года состоялись торжества в честь святого преподобного Серафима Саровского (1754–1833) – одного из самых почитаемых русских подвижников. Первое его жизнеописание было составлено иеромонахом Саровского монастыря Сергием в конце 1830-х – начале 1840-х годов, а уже в 1841 году в Москве было опубликовано первое печатное житие «Сказание о жизни и подвигах блаженныя памяти отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха и затворника». Установление официального церковного почитания преподобного Серафима было инициировано супругой Николая II, императрицей Александрой Федоровной. В день рождения преподобного Серафима Саровского 1 августа (19 июля) 1903 года его останки были торжественно переложены в специально подготовленную гробницу, а дата была зафиксирована в календаре церковных праздников как День обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Еще до канонизации святого получили широкое распространение его изображения, прижизненные портреты. В Музее имени Андрея Рублева собра
Образы преподобного Серафима
Показать еще
  • Класс
Обаяние драгоценного металла
Узорочье и нарядность отличают русское ювелирное искусство XVII века. В царских кремлевских мастерских Москвы в то время были собраны высокопрофессиональные мастера со всей России, которые работали вместе с приглашенными иностранными художниками. Особое распространение в украшении как светских, так и религиозных произведений получила сложная техника эмали по скани (от древнерусского «скать», то есть свивать, сучить). На подготовленную поверхность выкладывался и припаивался узор из тонкой, свитой в миниатюрный жгут или гладкой и слегка сплющенной, металлической проволоки. Образуемые этой сканью узоры заполняли эмалевым порошком, который при обжиге превращался в стекловидную массу - цвет зависел от химического состава порошка и температуры плавления. Во второй половине XVII столетия русские мастера в совершенстве освоили технику эмали по рельефу и расписную эмаль. Выставка "Обаяние драгоценного металла" в Музее имени Андрея Рублева представляет выдающиеся памятники из музейных и частн
Обаяние драгоценного металла
Показать еще
  • Класс
Единорог и верблюд в пустыне: завершена реставрация иконы XVII века
Реставрация иконы второй половины XVII века «Пророк Иоанн Предтеча в пустыне» завершилась в Музее имени Андрея Рублева. Произведение поступило в собрание в 1974 году в результате закупки у частного лица. Образ имел поздний оклад второй половины XIX века - рамка, закрывавшая поля, крепилась гвоздями. Крупные утраты древесины и левкаса до доски, а также грубые поновительские вставки искажали облик древней иконы. Современные работы по реставрации иконы длились год, в течение которого был укреплен авторский грунт и красочный слой, удалены старые гвозди, восполнены утраты древесины. Особое внимание было уделено раскрытию оригинальной живописи: на полях иконы обнаружили два слоя поздних записей — черную краску и красную охру. После удаления их на верхнем поле открылся фрагмент первоначального слоя с авторским колоритом — светлая охра с частично сохранившейся надписью (МР ƟƔ). Кроме того, живопись иконы в среднике была раскрыта от поздних наслоений и записей, заменена старая вставка левкаса н
Единорог и верблюд в пустыне: завершена реставрация иконы XVII века
Показать еще
  • Класс
Икона «галантного века»
Название «галантного века» XVIII столетие получило во Франции. Оно обозначило присущие искусству и нравам этой эпохи утонченность, аристократизм, светскую обходительность, увлечение искусством и идеями просвещения. В России после Петра I это столетие ознаменовалось почти непрерывным пребыванием на престоле женщин – императриц Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, чьи личные вкусы оказывали заметное влияние на развитие русского искусства и восприятие им европейских художественных идей. На одноименной выставке в Музее имени Андрея Рублева экспонируются произведения иконописи, в которых нашли свое воплощение главные европейские художественные стили того времени – барокко, рококо и ранний классицизм. Рассчитанные на просвещенного заказчика, они в большинстве своем принадлежат наиболее рафинированному направлению в иконописи XVIII века. Среди них домашние иконы графов Шереметевых из их дворцов в усадьбах Останкино и Кусково, образы, созданные по заказу Артемия Волы
Икона «галантного века»
Показать еще
  • Класс
История музея. XX век. Часть 2
В ту самую пору, когда древнерусское искусство меньше всего ценилось в нашей стране, поколение создателей и первых сотрудников музея, смогли сформировать фонды музея, спасая для будущих поколений выдающиеся произведения. В 1960-е годы, после своего официального открытия, Музей имени Андрея Рублева проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась. Собрание пополнялось в том числе из небольших региональных музеев. В одном из советских учреждений культуры, например, из икон XVI века были сколочены перекрытия для антресолей, а в другом огромные по размеру образы из иконостаса использовались как стенды для фотографий передовиков производства. Музей закупал памятники и у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений было передано в музей государственными организациями: таможней, органами внутренних дел и госбезопасности. Особое место в коллекции занимают дары музею. 21 сентября 197
История музея. XX век. Часть 2
Показать еще
  • Класс
История музея: от постановления до открытия
История создания каждого музея особенная. К Международному дню музеев мы рассказываем, как в советское время с нуля был создан уникальный заповедник имени великого русского иконописца Андрея Рублева, первоначально не имевший ни коллекции, ни помещений. Решение о создании в бывшем Спасо-Андрониковом монастыре музея, принятое благодаря участию выдающихся ученых, реставраторов и деятелей культуры – академика Дмитрия Лихачева, Петра Барановского, Ильи Эренбурга – спасло от полного уничтожения постройки древней обители. Судьба архитектурного ансамбля Андроникова монастыря, связанного своей историей с именем Андрея Рублева, могла сложиться трагически. О том, что находилось на его территории после закрытия в 1918 году и о попытках открытия здесь музея в 1920-е годы читайте в нашем материале «Монастырь - концлагерь - музей» Музей имени Андрея Рублева был учрежден по постановлению правительства, подписанному 10 декабря 1947 года. Одним из инициаторов создания музея был Петр Дмитриевич Барановс
История музея: от постановления до открытия
Показать еще
  • Класс
Святой Победоносец
Великомученик Георгий - один из наиболее почитаемых святых. Его христианский подвиг воспринимался как победа веры, триумф над силами зла. В Древней Руси он считался небесным покровителем князей и всего православного воинства. Один из дней церковной памяти святого Георгия приходится на 6 мая, а к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в Музее имени Андрея Рублева открывается выставка «Святой Победоносец. Иконография великомученика Георгия в памятниках древнерусской и поствизантийской иконописи». Центральный экспонат выставки - житийная икона великомученика Георгия начала XVI века из собрания музея. Ее можно отнести к ранним памятникам с подробным житийным циклом святого Георгия и посмертными чудесами. Согласно дореволюционным публикациям, икона происходит из московской посадской церкви Святого Георгия на Красной Горке, находившейся за рекой Неглинной напротив Кремля (не сохранилась). Икона, вероятно, могла быть создана около 1500 года или в самом начале XVI века в связи с починко
Святой Победоносец
Показать еще
  • Класс
Показать ещё