Фильтр
235 лет со дня блестящей победы русской эскадры под командованием Ушакова над турецким флотом у мыса Тендра
11 сентября в России отмечается День воинской славы, в который вспоминают, как в сентябре 1790 года русская эскадра под командованием Ф. Ф. Ушакова разгромила отряд турецких кораблей у мыса Тендра. Российский флот лишил врага трех линкоров, не потеряв ни одного своего. Победа у мыса Тендра занимает особое место в истории русско-турецкой войны 1787-1791 годов. После череды поражений турки собрали весомые силы, чтобы уничтожить своего противника. В состав турецкой эскадры, которая заняла позицию между Хаджибеем (сейчас – Одесса) и Тендровской косой, входили 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 вспомогательных судна с общей численностью экипажей более 10 тыс. человек. Все эти корабли несли на своем борту почти вдвое больше пушек, чем имели на вооружении русские. Удачно было выбрано и место будущего сражения. Позиция, которую заняли турецкие корабли, не давала возможности русской галерной эскадре прийти на помощь войскам князя Григория Потемкина, сражавшимся в западном Причерноморье. Един
235 лет со дня блестящей победы русской эскадры под командованием Ушакова над турецким флотом у мыса Тендра
Показать еще
  • Класс
105 лет назад началась Сибирская хлебная экспедиция
7 августа 1920 года из Архангельска к устьям сибирских рек отправилась экспедиция, целью которой была доставка продовольствия из Сибири в голодающие районы Европейского Севера РСФСР. В 1920-х годах из-за Гражданской войны и засухи в европейской части нашей страны начался массовый голод. Единственная железная дорога, связывающая Север с центральными областями страны, почти не действовала – не хватало подвижного состава, паровозов, топлива. По совету В. И. Ленина было решено снабдить Север продовольствием из запасов, имевшихся в Сибири. Там пропадали тысячи пудов хлеба, который не на чем было переправить в голодающие области. Управлению морского транспорта Белого моря и Северного Ледовитого океана (Беломортран) было поручено подготовить флот, укомплектовать его кадрами и снабдить всем необходимым для похода в Сибирь. Из имеющегося флота Беломортран сформировал два отряда экспедиционных судов, в состав которых вошли ледоколы и пароходы. Гидротехническое обслуживание судов возлагалось на к
105 лет назад началась Сибирская хлебная экспедиция
Показать еще
  • Класс
Русские маяки: Средней гавани Задний
Маяк Средней гавани Задний – один из самых новых маяков Балтийского моря. Он образует створ с двумя средствами навигационного оборудования: маяком Средней гавани Передним и знаком Средней гавани Средним. С 2009 года створ указывает судоводителям выход на Кронштадтский Корабельный фарватер, обеспечивая безопасность навигации на сложном участке морского пути. Морской навигационный створ – система нескольких маяков, знаков, огней или других технических средств навигационного оборудования, расположенных на местности в соответствующем порядке и образующих линию положения, называемую осью створа[1]. Навигационные створы предназначены для обеспечения кораблевождения в заданном направлении, проводки кораблей по прямолинейным участкам каналов, фарватеров, в узкостях среди навигационных опасностей[2]. Створ Средней гавани появился на навигационной карте Невской губы в 2009 году из-за строительства КЗС — комплекса защитных сооружений. До 2009 года выход на Кронштадтский Корабельный фарватер обесп
Русские маяки: Средней гавани Задний
Показать еще
  • Класс
От гимназиста до лауреата: к 125-летию со дня рождения контр-адмирала В.А. Петровского
Происхождение Владимир Алексеевич Петровский в своей автобиографии 1935 года по известным и понятным ныне причинам лукавил, указывая, что его отец происходил из крестьян. Правда, сделал приписку: «…как окончивший университет, вероятно, имел личное дворянство». На самом деле отец Владимира, Алексей Алексеевич Петровский, родился в семье мещанина 2 (14) февраля 1873 года в г. Лукоянове Нижегородской губернии. Там же в 1887 году он окончил четырёхклассное городское училище, после чего приехал в Петербург и поступил в Техническое училище почтово-телеграфного ведомства, которое, однако, не окончил, а продолжил учёбу на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. После окончания университета Алексей в конце октября 1897 года был оставлен на кафедре физики для приготовления к профессорскому званию (без стипендии). В этот период он уже женился на Ольге Васильевне Фидровской, и, конечно, нуждался в деньгах. В марте 1898 года ему была назначена сти
От гимназиста до лауреата: к 125-летию со дня рождения контр-адмирала В.А. Петровского
Показать еще
  • Класс
К 185-летию со дня рождения выдающегося русского учёного- изобретателя Павла Дмитриевича Кузьминского
20 июня 2025 года исполняется 185 лет со дня рождения морского инженер-механика, включённого Академией Наук в список выдающихся русских учёных, – Павла Дмитриевича Кузьминского. Книга о нем вышла в 2023 году и была представлена автором в том же году в Усть-Лабинске, где родился Павел Дмитриевич. После выхода в свет книги «Офицер Его Величества Павел Кузьминский 1840-1900» автора книги отыскали потомки Павла Дмитриевича из Израиля, затем из Москвы и Владимира. Встречи и беседы с потомками дали толчок к продолжению сбора документов для новой книги, которая вышла в апреле 2025 года «Русские офицеры Кузьминские». В неё вошли пять глав, каждая из которых посвящена одному члену семьи, начиная от родоначальника Дмитрия Петровича Кузьминского, родившегося в 1803 году (отца Павла Дмитриевича), проживавшего также в станице Усть-Лабинской и большую часть жизни прослужившего на Кавказе. Младший сын Георгий Кузьминский предположительно также родился в ст. Усть-Лабинской в 1842 году, однако документ
К 185-летию со дня рождения выдающегося русского учёного- изобретателя Павла Дмитриевича Кузьминского
Показать еще
  • Класс
Герой Порт-Артура и Моонзунда: К 150-летию со дня рождения контр-адмирала С.Н. Тимирёва
В известном фильме «Адмиралъ» поднят на пьедестал Александр Васильевич Колчак и рассказана история его романа с Анной Васильевной Тимирёвой. Создатели фильма, однако, оказались перед проблемой – роман с женой сослуживца и друга главного героя не красит. Выход был найден легко и непринужденно – мужа героини Сергея Николаевича Тимирёва показали старым, трусливым и беспринципным человеком, не вызывающим у зрителя ни малейшей симпатии. Что же было на деле? Сергей Тимирёв родился 14 мая 1875 года в Петербурге, в семье потомственного дворянина Новгородской губернии, лейтенанта Николая Ивановича Тимирёва и его жены Екатерины Порфирьевны, урождённой Лобойковой. Отец, дослужившийся до чина капитан-лейтенанта, скончался в мае 1879 года. Сергей вместе с матерью и старшим братом Константином, будущим земским деятелем, «октябристом» и депутатом Государственной думы, жил в квартире крестной матери – Варвары Фёдоровны Вышнеградской, супруги министра финансов. В августе 1889 года мальчик поступил в Мо
Герой Порт-Артура и Моонзунда: К 150-летию со дня рождения контр-адмирала С.Н. Тимирёва
Показать еще
  • Класс
Морская закалка: как заботятся о здоровье на флоте
7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Хорошее физическое и психологическое состояние важно для всех профессий и морская служба – не исключение. Напротив, морякам и морским специалистам нужно особенно тщательно следить за своим здоровьем в связи с особыми условиями работы. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья моряков, медицинские работники выделяют прежде всего укачивание, воздействие электромагнитных и электростатических полей, вибрацию и шум механизмов. Не проходят бесследно и монотонность образа жизни, социальная изоляция и информационный голод, а также единство зон труда и отдыха, резкая смена широтных и часовых поясов. Для поддержания здоровья моряков согласно действующему Корабельному уставу ВМФ, утвержденному Указом Президента РФ от 31.07.2022 N511, все лица, находящиеся на корабле, обязаны выполнять санитарно-эпидемиологические требования, заботиться об охране здоровья – как своего, так и окружающих. Курение на корабле тоже не приветствуется – это закреплено в У
Морская закалка: как заботятся о здоровье на флоте
Показать еще
  • Класс
Практика награждения российских первооткрывателей и исследователей океанов и морей в XVIII – начале XXI вв.
С начала XVIII века, по воле русского царя, основателя Российского флота (с 1721 года – Российского императора) Петра I, началось проведение исследований обширных пространств империи, прилегающих морей, а затем и Мирового океана. Эти экспедиции были сопряжены с риском для жизни и здоровья: многие исследователи трагически погибли, выполняя стоявшие перед ними государственные задачи. В тех случаях, когда экспедиции приносили большую пользу России и науке, их участники награждались государственными наградами (в том числе специально учрежденными), материально (например, дополнительным жалованьем или установлением пожизненной пенсии, реже – ценным подарком), сословно (производились в дворяне, очередной офицерский или придворный чин), а также наградами «ученых обществ» (например, медалями Русского географического общества). Законодательно установленной системы в порядке награждения участников экспедиций не было, однако существовали определенные традиции, в основе которых лежал принцип «по пр
Практика награждения российских первооткрывателей и исследователей океанов и морей в XVIII – начале XXI вв.
Показать еще
  • Класс
Русские маяки: Лесной
Лесной – один из маяков Южной части Балтийского моря, находящийся на территории одноименного поселка в Калининградской области. Впервые здесь был установлен несветящий знак в 1945 году, однако, с 1950 года гидрографы построили два поколения маяков на Куршской косе у самого морского побережья. Первый навигационный знак в поселке Заркау был установлен после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году. Деревянная башня трехгранная пирамидальная башня применялась для ориентирования только в светлое время суток. Для обеспечения безопасности мореплавания вдоль Куршской косы требовалась установка светящего навигационного знака или маяка. В 1950 году к северо-западу от поселка Лесной в 20 метрах от уреза воды была установлена металлическая башня в виде четырехгранной усеченной пирамиды общей высотой 38 метров. На 2/3 от вершины она была обшита досками – щитами дневной видимости. Верхняя и нижняя части обшивки красного цвета, средняя – белая. Видимость в темное время суток обеспечивал аце
Русские маяки: Лесной
Показать еще
  • Класс
Показать ещё