Фильтр
«Всадница» Карла Брюллова
«Всадница» - одна из самых узнаваемых картин Карла Брюллова. Однако на родине художника о её существовании практически сорок лет было ничего неизвестно. Кто выступил заказчиком картины, кто на нём изображен и как она попала в коллекцию Третьяковской галереи – читайте в статье искусствоведа Евгения Чернилевского. История создания картины связана с музой художника – графиней Юлией Самойловой, с которой Брюллов познакомился в Риме в 1827 году. Самойлова была известна современникам как «царица салонов», покровительница искусств, состоятельная, но крайне расточительная. В её миланском родовом особняке собирались знаменитые художники, артисты и композиторы. Среди последних были Джузеппе Верди, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти, Винченцо Беллини, а также автор оперы «Последний день Помпеи» Джованни Пачини. Графиня обладала богатой коллекцией картин и скульптур. Помимо собственных приобретений, ей по наследству досталось собрание графа Юлия Литта, супруга её бабушки Екатерины Васильевны.
«Всадница» Карла Брюллова
Показать еще
  • Класс
7 фактов об Илье Репине
Жизнь Ильи Репина достойна создания романа, столько в ней было самых необычных обстоятельств. Родившийся в самой простой семье, он достиг больших высот в своей профессии, войдя в пантеон великих художников мирового искусства. О том, как Репин чуть не умер в детстве, почему его не пускали в Третьяковскую галерею с красками, а также почему репинские «обеды из сена» пользовались особой популярностью, написала искусствовед Елена Федотова. Илья Ефимович Репин родился 6 августа 1844 года в городе Чугуеве, расположенном в Харьковской губернии Российской империи. Чугуев был военным поселением, где дом Репиных считался богатым — отец, рядовой запаса, занимался торговлей лошадьми. В городе царили суровые, если не сказать дикие, нравы — мальчиком Репин наблюдал жестокие экзекуции, оставшиеся в памяти на всю жизнь. Провинившихся поселян пропускали сквозь строй солдат, вооруженных шпицрутенами — железными прутами. Осужденных избивали так, что отскакивали куски мяса, обнажая кости. Как вспоминал п
7 фактов об Илье Репине
Показать еще
  • Класс
5 картин Ильи Машкова, которые важно знать
Илья Машков — один из ярких представителей объединения «Бубновый валет». Художник прошел сложный творческий путь: от энергичных цветов к сдержанной тональности, от авангардных поисков к раннему соцреализму. Несмотря на кардинальные стилевые изменения в разные периоды творчества, ему удалось органично соединить классические традиции с языком модернизма. В статье искусствоведа Евгения Чернилевского предлагается проследить эволюцию творческого метода Машкова на примере произведений из собрания Третьяковской галереи. Илья Машков являлся одним из основателей объединения художников «Бубновый валет», утвердивших новый живописный язык. Перемены в начале 1900-х годов во всех сферах жизни человека требовали отклика и в творческой среде. В своем художественном методе Машков не отказался от накопленного опыта европейской живописи прошлого, а органично синтезировал его с достижениями современного ему искусства. Портрет Варвары Виноградовой экспонировался на первой выставке объединения в 1910 году в
5 картин Ильи Машкова, которые важно знать
Показать еще
  • Класс
История одной картины. «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина
В июле 1876 года Репин вернулся из трехлетней пенсионерской поездки в Париж. В октябре того же года он посетил с семьей родной Чугуев в Харьковской губернии. Именно там начал зарождаться замысел картины. Еще в детстве Репина поражало зрелище местных крестных ходов — эти детские впечатления, переосмысленные зрелым художником, легли в основу будущего шедевра. Репин берет тему крестного хода в качестве сюжета для сложной многофигурной композиции, где каждая деталь, каждый персонаж несут глубокий смысл. Художник тщательно изучал народные типы: сохранились десятки этюдов и набросков, в которых он фиксировал характерные позы, выражения лиц, детали одежды. Особенно его интересовали контрасты между официальной, парадной частью процессии и народной стихией, окружавшей ее. В Чугуеве Репин собирает богатый художественный материал, делает этюды и пишет эскиз «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона». Изначально художник планировал изобразить чугуевскую процессию, но, узнав о грандиозных курски
История одной картины. «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина
Показать еще
  • Класс
5 картин Бориса Кустодиева, которые важно знать
Борис Кустодиев — певец патриархальной Руси. Его искусство — настоящий гимн самой жизни. Ярмарки, народные гулянья, праздники на его картинах создают атмосферу радости и света. Искусствовед Елена Федотова рассмотрела, как менялось искусство художника, на примере 5 его знаковых работ из коллекции Третьяковской галереи. «Ярмарка» — одна из ранних композиций на тему народных праздников, столь любимых Борисом Кустодиевым. Картина была создана по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг (впоследствии — Гознак). Предполагалось, что она войдет в серию «народных изданий» — массовых цветных литографий. Композиция была задумана в купеческом городке Кинешма, расположенном на правом берегу Волги. Оказавшись там в 1902 году, Кустодиев написал своей невесте: «Сегодня приехал как раз с базара, это было ума помраченье по краскам — такое разнообразие и игра». Пестрая разноцветная атмосфера народного торжища оставила глубокий след в памяти художника с детства. Кустодиев родился в Астрахани,
5 картин Бориса Кустодиева, которые важно знать
Показать еще
  • Класс
«Будущие лётчики» Александра Дейнеки
Картина «Будущие лётчики» — одно из самых ярких произведений советского искусства 1930-х годов.  Её автор Александр Дейнека — мастер монументальной и станковой живописи, графики и скульптуры.  Полотно воплощает дух времени — веру в научно-технический прогресс и романтику авиации. В нём гармонично соединились художественное мастерство и лирическое размышление о будущем. Юлия Михаревич написала историю шедевра Александра Дейнеки. «Будущие лётчики» — картина, в которой есть и ностальгия по детству, и вера в человека, и восхищение техническим гением эпохи. Дейнека создал не просто живописное полотно, а запечатлел само ощущение детства — лёгкое, воздушное, вдохновляющее, как полёт. И сегодня, спустя почти век, глядя на этих мальчишек, становится понятно: искусство Дейнеки — это искусство мечты, устремлённой ввысь. 1930-е годы в СССР — эпоха стремительного развития авиации. Страна гордилась рекордами лётчика-испытателя Валерия Чкалова, генерал-полковника авиации Михаила Громова, женского эк
«Будущие лётчики» Александра Дейнеки
Показать еще
  • Класс
Музейный маршрут. 3 шедевра Карла Брюллова
Карл Брюллов проявил себя как невероятно разносторонний мастер — блестящий портретист, мастер исторической картины и жанровых сцен, профессор Академии художеств, воспитавший целое поколение художников. Искусство «великого Карла», как называли его современники за блестящее мастерство, оказало значительное влияние на развитие всей русской художественной школы XIX века. Рассказываем о 3 шедеврах Брюллова, которые можно увидеть на его масштабной выставке «Рим — Москва — Петербург» с 10 июня 2025 до 18 января 2026 года в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Карл Брюллов написал парадный портрет «Всадница» по заказу своей музы и покровительницы — графини Юлии Самойловой. Об этом свидетельствует надпись «Samoylo» на ошейнике пробегающей собаки справа. Долгое время установить личность изображенных девочек не удавалось, пока не была обнаружена записка Брюллова с указанием названия картины — «Жованин на лошади». Художник запечатлел в этом сложном по композиции портрете юных воспитанниц графин
Музейный маршрут. 3 шедевра Карла Брюллова
Показать еще
  • Класс
Раскрашиваем лето
Роберт Фальк — яркий представитель русского авангарда, входивший в художественное объединение «Бубновый валет». В своем творчестве художник пережил сложную эволюцию, пройдя через увлечение различными направлениями модернизма. «Крымский пейзаж» 1915 года относится к работам Фалька периода объединения «Бубновый валет», в которых отражено движение от кубизма к сезаннизму. О своей «бубнововалетской» живописи Фальк писал: «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской. <...> В какой-то мере я отдал дань кубизму: многие вещи мои того времени отличаются сдвигами формы». Пересечения широких мазков кисти, лепящих форму, складываются в стройную и вибрирующую живописную поверхность. Формы домов, гор и деревьев строятся из граненых кубических плоскостей, ритмически взаимодействующих друг с другом. Громоздящиеся на склоне горы домики в окружении пышной листвы создают единую монолитную конструкцию, поддерживаемую силуэта
Раскрашиваем лето
Показать еще
  • Класс
История одной картины. «Гулянье» Бориса Кустодиева
Любимый сюжет в творчестве Бориса Кустодиева — провинциальный дореволюционный город с изображением народных гуляний, ярмарок, трактиров и купеческого быта. Детство художника прошло в Астрахани в доме богатого купца, у которого Кустодиевы снимали флигель. Впечатления от изобильной купеческой жизни легли в основу его творчества. Художник вспоминал: «Я помню купчих, которые жили за нашим домом в Астрахани, помню, во что была одета та или другая купчиха или купец» [Кустодиев К.Б. О моем отце // Б.М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью. Встречи и беседы с Кустодиевым (Из дневников Вс. Воинова). Воспоминания о художнике / ред.-сост. Б.А. Капралов, общ. науч. ред. М.Г. Эткинда. Л., 1967. С. 285 (далее — Кустодиев 1967)]. Наблюдательность Кустодиева позволяла ему продолжать заниматься искусством, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. Идеализированные сцены народных гуляний в произведениях последних лет жизни художник писал по памяти, будучи прикованным к инвалидному креслу из-з
История одной картины. «Гулянье» Бориса Кустодиева
Показать еще
  • Класс
Показать ещё