Фильтр
Татарский род Табын: потомки великого Майкы бея, предателя Чуры Нарыкова и защитника Казани Чуры-батыра
Могущественный род, берущий своё начало от Уйшина Майкы бея, распространился среди татарских племен и родов, объединенных Чингисханом. Имя этого рода — Уйшин, оставило глубокий след в этнической истории современных татар, казахов, каракалпаков и ногайцев. Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы") В научной литературе пока не обсуждается место племени Уйшин в татарской этнической истории. Однако, несмотря на это, проблема не исчезает и продолжает существовать. Сбор генеалогических сведений о татарах показывает наличие интересной информации, связанной с Уйшином Майкы беем. Особенно примечательно, что имя этого древнего персонажа — Байкы бей — сохранило свою форму с XIII века. Также имеются записи в форме Майкы би. Первые исторические упоминания о личности Майкы (Байкы) бея встречаются в книге «Джами ат-тауарих» («Собрание историй»), написанной на персидском языке историком XIV века Рашид ад-Дином. Он называется предводителем племени Ху
Татарский род Табын: потомки великого Майкы бея, предателя Чуры Нарыкова и защитника Казани Чуры-батыра
Показать еще
  • Класс
Татарский род «Уран» — племя, поклонявшееся «змее»?
Племя Уран, по данным уфимского этнографа Раиля Кузеева, в настоящее время проживает на территориях северо-западного Башкортостана. Найденная нами «Родословная рода Уран» также была написана в этом регионе. Согласно «Тюркско-арабскому переводчику», составленному в XIII века, его можно перевести в значении «змея». Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы") Автор (Р. Г. Кузеев — ред.) считает, что племена Уран и Дуван в древние времена жили на землях Алтая и Монголии. После образования Золотой Орды, наподобие других татарских племён под руководством Батыя племена Уран и Дуван присоединили к себе остатки кыпчакских родов и племен, разгромленных в Дешт-и-Кыпчаке. В те времена они достигли берегов Черного моря. Конечно, наш уважаемый историк забывает упомянуть, в составе какого войска Ураны и Дуваны в 1237—1238 годах прибыли к берегам Черного моря и присоединили к себе остатки кыпчакских племен. Нам «необходимо», хотя это и сложно, напомни
Татарский род «Уран» — племя, поклонявшееся «змее»?
Показать еще
  • Класс
В Средние века русские под "татарами" понимали и силы конца света, и приспешников Орды, и ногаев
Цель статьи — изучение использования слова «татарин»/ «татары» в русских письменных источниках. Работа построена на анализе посольских книг, летописей, церковных произведений, записок иностранцев. Так же в работе используются наблюдения А.О. Амелькина и В.Н. Рудакова о стратегиях описания монголо-татар русскими книжниками. В ходе исследования были выявлено несколько хронологических пластов в использовании термина «татары». Автор - М.В. Моисеев Само появление его было вызвано осмыслением трагедии нашествия неизвестного народа и поражением русских княжеств. Осмысливались эти события в эсхатологическом ключе, а сами народы, пришедшие с Батыем и получившие название «татары», воспринимались как наказание за грехи. Затем эсхатологическая напряженность термина «татары» постепенно снижалась, а после принятия Золотой Ордой ислама, ее население стало определяться как «бесермены» и «агаряне». Последний термин имел четко выраженную негативную окраску. Термин «татары» приобрел более нейтральное зн
В Средние века русские под "татарами" понимали и силы конца света, и приспешников Орды, и ногаев
Показать еще
  • Класс
Как потомки легендарного Идегея угасли и растворились в России
В последнее время была проделана большая и плодотворная работа по выявлению и исследованию ногайского компонента в структуре высшей страты служилых людей Русского государства XVI–XVII вв. В частности был установлен список родов, которые имеют все основания причислять себя к Идегеевичам – потомкам золотоордынского беклербека Идегея (Эдиге). В представленной работе предпринята попытка уточнить особенности статуса знатных ногайских выходцев в Московском государстве и то, как на него влияли изменения во взаимоотношениях между Ногайской Ордой и православными монархами. Автор - А.В. Беляков Делается предположение о том, что начиная с середины XVI в. по версии Москвы государство мангытов находилось в подданстве у русских царей. Это произошло тогда, когда ногаи обратились к Ивану IV для инвеституры биев. В степи на это смотрели несколько иначе, и рассматривали данный шаг как заключение некоего временного соглашения и союза. Однако постепенная деградация государственности в Ногайской Орде и неп
Как потомки легендарного Идегея угасли и растворились в России
Показать еще
  • Класс
В Российской империи сибирским чиновникам было безразлично, кого называть "татарами"
Цель нашей статьи — тезисно рассмотреть эволюцию использования понятия «татары» в документах Московского царства/Российской империи применительно к населению Зауралья и Западной Сибири XVI–XVIII вв. В работе проанализированы материалы источников и реконструировано смысловое содержание понятия «татары» и его изменения в течение рассматриваемого периода. На раннем этапе включения этих территорий в состав Московского царства слово «татары» зачастую вообще не несло какой-либо конкретной языковой либо культурной нагрузки. Автор - Гаяз Самигулов Оно использовалось, наряду с понятиями «вогулы» и «остяки», для номинации любого ясачного населения лесных и лесостепных зауральских уездов. Более того, эти три понятия были взаимозаменяемы – одни и те же группы населения могли быть названы в документах, как татарами, так и вогулами, либо остяками. На рубеже XVI–XVII вв. произошло распределение обозначений ясачного и служилого населения по уездам. Ясачное и служилое автохтонное население Тарского, Т
В Российской империи сибирским чиновникам было безразлично, кого называть "татарами"
Показать еще
  • Класс
Татарский род Буляр - это выжившие горожане града Биляр и Булгар после нашествия Тамерлана
Во времена Золотой Орды города древнего Булгарского государства продолжали развиваться. Известно, что в городе Буляр (Биляр) в 1291 и 1292 годах были отчеканены монеты с печатью хана Бату. В это время в Биляре были построены здания татарского монументального искусства из белого камня с богатыми украшениями. Более 70 образцов этих зданий сохранились до первой половины XVIII века, однако к 1770 годам они были полностью разрушены русскими поселенцами, которые пришли на это место. В истории города произошло множество различных событий, но самым трагическим из них стало злодейское, кровопролитное нашествие Тимура в 1395 году. Тогда Биляр был разрушен, а его население разбрелось по разным сторонам. Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы") В татарских письменных источниках сохранились некоторые записи, связанные с этими событиями. В этих страницах написано о нападении Тамерлана на город и о родословных тех, кто бежал от него. Одним из самы
Татарский род Буляр - это выжившие горожане града Биляр и Булгар после нашествия Тамерлана
Показать еще
  • Класс
Татарский род Катай: противостояние с Китаем на равных и долгая память со времён разрушения Булгар Тамерланом
История тюркских племён известных под именем Катай уходит в далёкие века. Изначально они упоминаются в истории под именем кидани. Историк Лев Николаевич Гумилев пишет, что кидани были разгромлены китайцами в 553 году. Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы") Следовательно, кидани уже до 553 года представляли собой объединённое сообщество в виде государства, способное защищаться от нападений врагов. Таким образом, можно сделать вывод, что их общественные объединения существовали на протяжении веков в северных тюркских землях, противостоя экспансии Китая. Разумеется, кидани не могли долго терпеть угнетение со стороны китайцев, чьё господство установилось в 553 году, и в 605 году восстали, ведя борьбу за свободу, однако потерпели поражение. Они смогли избавиться от китайского владычества, создав Тюркский каганат. Этот каганат стал их собственным государством, объединяющим родственные племена — девять татар, тридцать татар и девять уг
Татарский род Катай: противостояние с Китаем на равных и долгая память со времён разрушения Булгар Тамерланом
Показать еще
  • Класс
Неопровежимые следы и наследие татарского рода Минг в Татарстане и Башкортостане
Перед тем как говорить о родословных племени или рода Минг, обратимся к историческим сведения о них. Племя Минг и её этноним известны среди тюркских народов, таких как узбеки, казахи (Мың Җүз), ногайцы (Мынъ), хакасы (Мунъ-Аари) и других. Автор - Марсель Ахметзянов (перевод с татарского языка отрывка из книги автора "Нугай Урдасы") Народ племени Минг пришёл с войсками Батыя и в 1243 году стал одним из создателей государства Золотая Орда. После образования нового государства Батый выбрал столицей небольшой город Болгар, расположенный на берегу Волги. Когда город стал столицей, он начал расти и развиваться. В этот город и его окрестности к болгарам и суарам, жившим там, присоединились татарские племена — Кунграты, Мингцы, Кыяты, Табынцы, Уйшины (Шэн), Бадрак и другие рода. Согласно языковым материалам, до прихода татар в эти местах, у нас не вызывает сомнений наличие здесь племён, близких к татарам, таких как кипчаки и огузы. Новое государство стимулирует процесс формирования нации и на
Неопровежимые следы и наследие татарского рода Минг в Татарстане и Башкортостане
Показать еще
  • Класс
Суть Татарского проекта в России в подлинном федерализме страны и никак иначе! Его и выбираем...
Татарский проект: возможности и ограничения. Татар в России, вопреки некоторым чудесам последних переписей, как думается, около 5,5 млн. Есть разнообразная зарубежная диаспора, некоторая – весьма экзотическая (как например, афганские и др. татары). Автор - Дамир Исхаков Может быть, с диаспорами в целом наберётся даже 5-6 млн., точно нельзя сказать. Но в России нас в перспективе много не будет, дай Аллах сохранить хотя бы нынешнюю численность. Но вряд ли – демография у татар плохая, рождаемости, как и у русских, практически нет. Понятно, народ наш крайне урбанизирован, а горожане предпочитают малодетность. Разве что надежда на влияние исламских ценностей, но и из-за этого вряд ли у татар произойдёт особый всплеск рождаемости, во всяком случае, жизнь свидетельствует об этом. Ещё ведь надо учитывать всё более усиливающийся фактор ассимиляции, из-за чего наша численность тоже не будет существенно увеличиваться. Несмотря на это, нас ещё достаточно много, причём 1/3 российских татар сосредот
Суть Татарского проекта в России в подлинном федерализме страны и никак иначе! Его и выбираем...
Показать еще
  • Класс
Татары между либерализмом и русским национализмом. Что будем выбирать?
Итак, что предлагается по будущему обустройству российского политического пространства? Автор - Дамир Исхаков Этот проект не вполне однороден и имеет некоторые версии, одни более демократические, другие –менее. Так как мы смотрим на эти проекты с точки зрения собственных интересов, то есть, так сказать, с позиции российских народов, то достаточно быстро обнаружим, что в перспективе нам там мало что светит. Скажем, предлагается российскую нацию выстроить как совокупность безэтничных территориальных (административных) единиц типа немецких «земель» или американских штатов. Этнические вопросы в этом случае спускаются на низовой уровень, превращаясь во многом в частное дело граждан отдельных этнических сообществ. Хотите сохранить своё – пожалуйста, мы (государственные органы) вам не мешаем. Ну, в лучшем случае создадим условия для получения частичного образования на разных языках или, скорее, для их изучения. Чувствуете, что это чем-то похоже на нашу нынешнюю действительность?! За исключени
Татары между либерализмом и русским национализмом. Что будем выбирать?
Показать еще
  • Класс
Показать ещё