Фильтр
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ГОТИКА КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ ч.2
Мы уже выяснили, что термин варварский, или готический ввел в обиход флорентиец Джорджо Вазари в знаменитой книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Однако, справедливости ради нужно вспомнить и Рафаэля, который приблизительно в 1518 – 1520 гг. в письме Папе Льву X, Джованни Медичи использует термин «stile tedesco», варварский, по отношению к Римским постройкам после 410 года, указывая на их сходство с готическими хижинами. А еще раньше римский писатель-панегирист, историк и экзегет, государственный деятель эпохи короля остготов Теодориха Великого и его преемников Кассиодор жаловался, что его работодатели, то есть остготские короли, так неважно владеют латынью, что это уже не латынь, а какая-то готика. И вот, наконец, в 1610 г. иезуит Карл Скрибаний, описывая архитектуру Антверпенской биржи, употребляет выражение «оpus gothicum», что является прямым переводом «stile tedesco». В начале XIII века из ранней готики вырастает высокая готика и более утонче
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ГОТИКА КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ ч.2
Показать еще
  • Класс
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ГОТИКА КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ ч.1
В 1550 году итальянский архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари опубликовал монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». В двух томах Вазари изложил биографии 178 итальянских художников эпохи Возрождения и стал практически первооткрывателем не только этого жанра, но и истории искусств как научного направления. Джорджо Вазари Автопортрет 1540-47 гг Вазари надо отдать должное – он не просто сухо изложил биографические данные, он подошел к работе творчески: собрал все сплетни, легенды и мифы и облек произведение в красивую литературную форму. Получилось увлекательно и поучительно. Правда, не очень достоверно, поскольку автор сего труда особо не утруждал себя поисками доказательств изложенных им легенд. Так знаменитая история о юном Джотто, который втихаря нарисовал муху на картине своего учителя Чимабуэ так достоверно, что старый мастер несколько раз пытался согнать насекомое, скорее всего в реальности не происходила. Кроме того, Вазари бы
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ГОТИКА КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ ч.1
Показать еще
  • Класс
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ЧТО НЕ ПОДЕЛИЛИ ГВЕЛЬФЫ И ГИБЕЛЛИНЫ ч.2
Итак, продолжим наше повествование о гвельфах и гибеллинах. Историю их появления мы рассмотрели в первой части. Однако, нас все же интересует влияние этих течений на искусство. А оно было и очень серьезное. Ну вот, например, белым гвельфом был Данте Алигьери, что привело его в конце концов к изгнанию из любимой Флоренции, но и нашло отражение в «Божественной комедии». Белый гвельф Данте Джованни Боккаччо в «Декамероне» одну из своих героинь сделал убежденной сторонницей гибеллинов. В небольшом произведении «Жизнь Каструччо Кастракани» Никколо Макиавелли рассказывает о жизни кондотьера Каструччо Кастракани на фоне борьбы гибеллинов и гвельфов в городе Лукка. Не остался в стороне и наш Вильям, понимаете ли Шекспир. Некоторые исследователи полагают, что Монтекки и Капулетти принадлежали к противоборствующим партиям. Во всяком случае, Монтекки точно принадлежали к гибеллинам, поскольку их дом, где и проживал Ромео, имеет все архитектурные признаки этой партии. Дом Ромео Монтекки в Верон
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ЧТО НЕ ПОДЕЛИЛИ ГВЕЛЬФЫ И ГИБЕЛЛИНЫ ч.2
Показать еще
  • Класс
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ЧТО НЕ ПОДЕЛИЛИ ГВЕЛЬФЫ И ГИБЕЛЛИНЫ ч.1
20 мая 1472 года в Москве на закате дня случилось страшное событие – рухнул почти уже возведенный до сводов Успенский собор. Целиком обвалилась северо-западная стена, хоры и часть столпов. Царь Иван III был в ярости. Из Пскова пригласили мастеров для вынесения вердикта – надо же наказать виновных. Те посмотрели, ругать коллег Кривцова и Мышкина не стали, а объяснили царю, что известь была «не клеевита, а камень не тверд», и вообще виноват Трус. Великий Трус Москву уже посещал в 1445 году. Тогда в Москве сами собой звонили колокола, трясся Кремль и даже были повреждены стены Алексеевского монастыря. Трусами (не путать с нижним бельем и людьми, не умеющими совладать со своими страхами!) на Руси называли землетрясения. Миниатюра, на которой мастера разбирают обрушившиеся стены Успенского собора в Московском Кремле под руководством Аристотеля Фиораванти. Лицевой летописный свод Ивана Грозного, «Царь-книга» XVI век В общем, сидя вечерком за самоваром, попивая чай с пряниками Иван III и же
ПОЛИТИКА И АРХИТЕКТУРА. ЧТО НЕ ПОДЕЛИЛИ ГВЕЛЬФЫ И ГИБЕЛЛИНЫ ч.1
Показать еще
  • Класс
С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН…
Пожалуй, нет другого такого выражения, которое так широко применяется как в обычной речи, так и в литературе. У кого только не встретишь этот фразеологизм?! Достоевский, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Добролюбов, Герцен, Чехов, Лажечников – в общем весь цвет русской литературы. Вот, например, Гиляровский в книге очерков о Москве «Москва и москвичи»: «Кругом домика, с правой стороны ворот, под легкой железной лестницей, приделанной к крыше с незапамятных времен, пребывали «холодные сапожники», приходившие в Москву из Тверской губернии с «железной ногой», на которой чинили обувь скоро, дешево и хорошо». Смысл фразеологизма прозрачно ясен – так давно, что никто уже и не помнит, с какого времени. А давайте попробуем разобраться, с какого именно. Ведь каждое незапамятное время имеет точку отсчета. А для этого нам придется перенестись в старую добрую (или не добрую) Англию. Итак, 8 сентября 1157 года в Оксфорде в семье короля Генриха II Английского и Алиеноры Аквитанской родился мальчик, назвал
С НЕЗАПАМЯТНЫХ ВРЕМЕН…
Показать еще
  • Класс
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. ФОНТАНЫ ч.2
25 июля 1547 года прошла коронация 28-летнего Генриха II. Торжества состоялись в Норт Дам де Реймс (Notre-Dame de Reims) или Реймсском соборе, который с раннего средневековья использовался для коронации французских монархов. Мы уже упоминали этот собор в статье о Жанне д’Арк, где при непосредственном участии Орлеанской девы был коронован дофин Карл VII. Эту статью можно прочитать здесь https://dzen.ru/a/ZWX355w2Ux2XAYTB Однако, церемония Торжественного въезда Генриха II в Париж прошла только зимой 1549 года. Само это мероприятие - Торжественный въезд короля в подвластный ему город – в средневековье имело большое значение. Оно было символом легитимации королевской власти и актом взаимного признания короля подданными и поданных королем. Как правило церемония представляла собой пышное театрализованное представление с учетом политической ситуации. Для создания декораций привлекались самые известные художники, в работе над сценарием принимали участие самые именитые писатели и композиторы
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. ФОНТАНЫ ч.2
Показать еще
  • Класс
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. ФОНТАНЫ ч.1
Однажды шведская актриса Анита Экберг прогуливалась по Риму. Точнее, она шла из ночного клуба «Ранчо Гранде», где прекрасно провела время со знаменитым фотографом Пьелуиджи Пратурлоном. Ноги у мадам гудели, в те времена дамы носили туфли на высоких каблуках, а не удобные кроссовки. Говорят, на прекрасных ножках Аниты даже появились кровоподтеки. И тут совершенно случайно она вышла к фонтану Треви и, не долго думая, опустила в воду ноги, чтобы облегчить боль. А у Пьелуиджи Пратурлоно совершенно случайно оказался фотоаппарат, он вообще со своей «Лейкой» не расставался, и он сфотографировал Аниту. А через два года фотография совершенно случайно попалась на глаза знаменитому Федерико Феллини. Так цепь совершенных случайностей привела к появлению в фильме «Сладкая жизнь» одной из самых известных сцен в истории кинематографа – купании американской кинозвезды Сильвии, которую как раз и исполнила Анита Экберг, с журналистом и писателем Марчелло, его сыграл Марчелло Мастроянни. Если бы в наше
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. ФОНТАНЫ ч.1
Показать еще
  • Класс
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. КОЛОДЦЫ
В первой части мы уже сказали, что запасы пресной воды составляют не более 3,5% об общего количества воды на планете. Причем большая часть этой воды существует в виде подземных вод в водных артериях: подземных озерах или подземных реках. На поверхности вода присутствует в озерах, реках, ручьях и прудах. Однако она не всегда пригодна для питья. Поэтому с древних времен люди были вынуждены добывать воду из подземных источников. Для этих целей и выкапывались колодцы. В 2005 году во время работ по расширению аэропорта Лейпциг/Галле в районе населенного пункта Альтершербиц археологи наткнулись на колодец культуры линейно-ленточной керамики. Это культура неолита Западной и Центральной Европы 5500 - 4000 годов до н. э., названная так по характерному рисунку на керамической посуде. Колодец представлял собой остатки сгнившей древесины, и с первого взгляда показался ученым не особенно интересным, однако углубившись на несколько метров вглубь они обнаружили прекрасно сохранившиеся венцы и огромн
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. КОЛОДЦЫ
Показать еще
  • Класс
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. МЕРТВАЯ ВОДА И ЖИВАЯ ВОДА
Тяга к прекрасному заложена в человеческой природе. Облагородить и украсить буквально все человек пытается с незапамятных времен (запомните это выражение, мы к нему обязательно вернемся в следующих статьях), он еще не умел писать, но уже рисовал на стенах своей пещеры незамысловатые картины. Бедная Офелия погибла, украшая цветами ветви деревьев, склонившихся над рекой. Вот о том, как люди украшали воду, мы и поговорим. Предметом нашего маленького непрофессионального исследования станут родники, колодцы, фонтаны, водопроводы – все, что так или иначе связано с водой. А начнем статью с самой воды. Что есть вода? Углубляться в химические дебри мы не будет. Вода – это мы. Человек на 60% состоит из воды. Это один из важнейших стратегических ресурсов на планете. Многие политологи предрекают, что в XXI веке одной из причин войн станут войны за обладание источников питьевой воды. Доля пресной воды в мировом водном балансе составляет от 2,6 до 3,5%, причем более 60% содержится в ледниках. В
ЭСТЕТИКА ВОДЫ. МЕРТВАЯ ВОДА И ЖИВАЯ ВОДА
Показать еще
  • Класс
ТАЙНЫ СТАРЫХ ЗАМКОВ или ГДЕ ЖИВУТ ПРИВИДЕНИЯ ч.4
Жил когда-то в современной Италии недалеко от Пармы славный полководец, кондотьер Пьер Мария II де Росси. Он пользовался большим уважением современников, его даже прозвали «Великолепный». Он состоял на службе у Филиппо Марии Висконти, герцога Миланского, и успешно сражался с Венецианской республикой. Был он человеком весьма образованным и влиятельным, знал несколько языков и играл в политической жизни не последнюю роль. Как и все уважаемые люди Пьер Мария имел жену, тоже очень уважаемую даму Антонию, дочь Гвидо Торелли, тоже очень влиятельного кондотьера. В общем, все у них было в порядке. Но… Помните, в статье «Короли и любовь» мы рассказывали о доне Франческо де Медичи великом герцоге Тосканы, который однажды ехал по городу и вдруг в окне увидел прекрасную девушку, в которую немедленно влюбился. Девушку звали Бьянка Каппелло. Эту статью можно прочитать здесь https://dzen.ru/a/ZaT7Dyr8oyLfgost В нашей истории тоже была Бьянка, причем не одна. Ох уж эти Бьянки! Мистические женщины. А
ТАЙНЫ СТАРЫХ ЗАМКОВ или ГДЕ ЖИВУТ ПРИВИДЕНИЯ ч.4
Показать еще
  • Класс
Показать ещё