Фильтр
1 сентября на картинах советских художников
А знаете ли вы, что вплоть до середины 30-х годов 20 века не было точной и единой даты начала учебного года. Лишь в 1935 году Советский народный комиссариат принял решение сделать для всех школ и учебных заведений страны единую дату начала учебного года и для этой цели было выбрано 1 сентября. А 15 июня 1984 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 373-11, где 1 сентября было объявлено всенародным праздником – Днём знаний. 1 сентября - особый день. Поэтому ничего удивительного, что многие художники. С возникновением СССР ведущим художественным методом искусства стал социалистический реализм, одна из задач которого – продвижение государственных идей. Поэтому и художники-соцреалисты обязаны были давать бодрый настрой строителям коммунизма. Вот, в основном, и изображали на своих картинах оптимистичные сюжеты. Условно картины, посвященные 1 сентябрю, можно разделить на несколько сюжетных групп: сборы, путь в школу, встреча с учителем. 1. Сборы в школу 2. Путь в школу 3. Вс
1 сентября на картинах советских художников
Показать еще
  • Класс
"Большие женщины". И это тоже Пабло Пикассо
Пабло Пикассо – художник, который изменил саму логику развития искусства XX века. Его творческая эволюция поражает масштабом: от нежной лирики «голубого» и «розового» периодов до радикального разложения формы в кубизме, от суровой экспрессии «Герники» до игривой свободы поздней керамики. Пикассо не замыкался в одном стиле – напротив, он разрушал границы, переосмыслял традиции и создавал новые художественные языки. Эта многогранность делает его не просто мастером эпохи, а универсальным феноменом, для которого каждый период был не сменой моды, а поиском новых возможностей выразить глубинные смыслы жизни и искусства. Один из таких поворотов – серия картин, получившая название «Большие женщины», как его иронично назвала Гертруда Стайн, влиятельная дама всей тогдашней литературно-художественной тусовки. Этот период, пришедшийся на начало 1920-х годов. Этот этап относят к так называемой неоклассической фазе, пришедшей на смену кубистическим экспериментам и отражающей внутреннюю потребность
"Большие женщины". И это тоже Пабло Пикассо
Показать еще
  • Класс
Доспехи Ахилла. Миф, символика и судьба легендарной брони
Ахилл — самый грозный воин Троянской войны. Его имя внушало страх, его считали непобедимым. Но однажды он оказался безоружен — в буквальном смысле. Почему? Его лучший друг Патрокл надел доспехи Ахилла, чтобы помочь грекам. Но Гектор убил Патрокла и снял с него броню. Ахилл остался без защиты и горел жаждой мести. Он клянётся выйти на бой и убить Гектора, даже зная, что это приведёт к его гибели. Но как воевать без доспехов? Ему на помощь приходит Фетида, морская нимфа, мать Ахилла. Она обращается за помощью к богу кузнечного дела Гефесту. Только он мог создать оружие, достойное Ахилла. Гефест не мог отказать в просьбе Фетиде. Ведь именно она спасла Гефеста, когда его мать Гера, устыдившись безобразности сына, скинула его с Олимпа. Гомер в "Илиаде" Гомер подробно описывает мастерскую бога. Это место, где металл плавится в пламени, а меха качают воздух сами по себе. Всё дышит жизнью и силой искусства. Гефест разжигает огонь, плавит бронзу, золото, серебро и олово. Ему помогают золотые де
Доспехи Ахилла. Миф, символика и судьба легендарной брони
Показать еще
  • Класс
Адмет и Алкеста. Миф о верности и самопожертвовании
Среди многочисленных мифов Древней Греции, где боги и герои нередко побеждали чудовищ или вели войны, история царя Адмета и его жены Алкесты выделяется особенной нежностью. Это — не рассказ о славных битвах, а трагическая и возвышенная драма о верности, самопожертвовании и силе любви. История их любви начинается с испытания. Алкеста — дочь Пелия, царя Иолка, была известна своей красотой и добродетелью. Она считалась одной из самых благородных женщин Греции. Многие женихи просили руки Алкесты. Пелий, безумно любивший свою дочь, хотел выбрать в качестве ее мужа самого достойного. Поэтому он согласился отдать дочь в жёны только в том случае, если жених запряжёт в колесницу льва и вепря. Многие пытались это сделать, но никому это не удавалось. Пока не появился Адмет, царь города Феры в Фессалии, личность славная и героическая. В свое время он принял участие в походе аргонавтов и охоте на Калиндонского вепря. А в тех мероприятиях, ясное дело, случайных людей не было. Сплошь одни герои. А ещ
Адмет и Алкеста. Миф о верности и самопожертвовании
Показать еще
  • Класс
Второй круг Ада. Там страсть становится бурей
Второй круг Ада в "Божественной комедии" Данте Алигьери занимает особое место. В том плане, что именно на этом уровне итальянский поэт разместил большую часть женских персонажей. Именно здесь Данте превращает женские судьбы в эмоциональный центр всей сцены. Данте совершает художественный шаг, который можно считать новаторским: он превращает женщин не в декорацию или аллегорию, а в полноценных носителей смысла и эмоциональных центров повествования. В литературе Средневековья и раннего Возрождения женщина чаще всего была либо абстрактным идеалом (dolce stil novo), либо символом греха, либо фигурой из хроники без личной глубины. Данте ломает этот шаблон. Во втором круге он даёт женщинам не только имена, но и голос. Мы слышим их истории, узнаём их мотивы и эмоции. Они становятся активными участницами повествования, а не безмолвными объектами мужского взгляда. Предлагаю "прогуляться" по Второму кругу ада и "познакомиться" с теми, кто населяет его. Второй круг Ада - это первый настоящий круг
Второй круг Ада. Там страсть становится бурей
Показать еще
  • Класс
Проклятия потомков Тантала. Кровавая семейная сага
А ведь все началось с любви. Верховный бог олимпийцев Зевс однажды повстречал прекрасную Плуто, фригийскую принцессу. и полюбил ее. Результатом их любви стал сын Тантал. В отличие от многих других своих внебрачных детей, к Танталу Зевс относился очень благосклонно. Сделал его царем страны, находившейся в окрестностях горы Сипила в южной Фригии. Часто навещал его и приглашал к себе в гости на Олимп. Возгордился Тантал, возомнил себя чуть ли не равным богам. А в том, что он умнее их, не сомневался ни капельки. И чтобы доказать, что боги не так уж всемогущи, задумал он испытать их. Пригласил олимпийцев к себе во дворец, убил своего малолетнего сына Пелопа, приготовил блюдо из его мяса и подал его пирующим богам. Думал Тантал, что боги не догадаются, что едят. Но те сразу поняли и воскресили Пелопа. К тому же выяснилось еще, что Тантал рассказывал своим приятелям все, что слышал на олимпийский застольях. Выдавал секреты богов смертных и воровал для них нектар и амброзию. В общем, сильно р
Проклятия потомков Тантала. Кровавая семейная сага
Показать еще
  • Класс
Аллегория выбора на картине Франсa Франкена Младшего
Некоторое время назад на моем канале была статья "Геракл на распутье. Трудности выбора", рассказывающая об одном эпизоде из мифов о Геракле. Однажды молодой Геракл встретил двух женщин. Одна из них обещала юноше всякие радости жизни, вторая - призывала к служению людям. Перед Гераклом встал вопрос о выборе между Добродетелью и Пороком. Тема у художников популярная. что подтверждает большое количество картин в статье. Сегодня же я хочу рассказать еще об одной картине на эту тему, которая меня сильно заинтересовала. Автор картины - Франс Франкен Младший (1581–1642), представитель Фламандской школы, один из ведущих мастеров аллегорической и жанровой живописи XVII века. Франкен Младший специализировался на моралистических сюжетах, библейских сценах, мифологии. Вот и на картине "Вечная дилемма человечества — выбор между добродетелью и пороком" объединяет в себе мифологические мотивы и философско-христианское понимание мира, присущее XVII веку. Даже на заднем плане художник изобразил свой
Аллегория выбора на картине Франсa Франкена Младшего
Показать еще
  • Класс
Откуда взялся "медовый месяц"?
Все знают выражение «медовый месяц». Обычно так называют романтическое путешествие после свадьбы или первый период счастливой супружеской жизни. Но вы задумывались, откуда оно взялось? И действительно ли связано с мёдом? Само выражение «медовый месяц» появилось задолго до современных свадебных традиций. Его корни уходят в древние обряды и символику мёда как плодородия, сладости и начала новой жизни. Уже в Древнем Риме считали, что мед повышает фертильность и помогает зачатию первенца. Поэтому у римлян был обычай дарить молодожёнам мёд. А после свадьбы супругам давалось 30 дней уединения, чтобы зачать ребенка. Но особенно обычай "медового месяца" был распространен у древних скандинавов и германцев. У них тоже было принято в течение месяца после свадьбы употреблять мед. Но его употребляли в виде напитка. Пили медовуху — алкогольный напиток на основе мёда. Таким образом, первый месяц брака буквально проходил «в мёде». Существовал подобный обряд и в Древней Руси. После свадьбы новобра
Откуда взялся "медовый месяц"?
Показать еще
  • Класс
Гай Муций Сцевола: герой Рима и символ мужества
В истории каждого великого народа есть мгновения, когда один человек становится больше, чем просто воином или гражданином — он становится символом. Для Древнего Рима одним из таких символов был Гай Муций Сцевола. В разгар войны, окружённый врагами, он не дрогнул. Он не сдался. Он не попросил пощады. Вместо этого он бросил вызов боли и смерти, показав, что римская доблесть — это не просто слово, а суть нации. Его поступок стал уроком на века: тело может быть сломлено, но дух — никогда. Случилось это в 509 году до н. э. Рим — ещё молодой, хрупкий, недавно сбросивший иго царской власти. Но бывший царь, Тарквиний Гордый, не желает мириться с утратой трона. Он призывает на помощь одного из самых могущественных правителей Этрурии — царя Ларса Порсену. Армия Порсены подступает к Риму. Осадные кольца сжимаются. Город на грани падения. Молодой патриций Гай Муций обращается к Сенату с просьбой покинуть Рим. Не для того, чтобы спастись, а чтобы совершить невозможное: проникнуть в лагерь врага и
Гай Муций Сцевола: герой Рима и символ мужества
Показать еще
  • Класс
Абеляр и Элоиза: реальная история любви, ставшая легендой
И только смерть соединила их навсегда... Эта история произошла в далеком XII веке. Но до сих пор к их могиле на парижском кладбище Пер-Лашез приходят люди, чтобы отдать дань уважения паре, символизирующей вечную любовь. Гробница Абеляра и Элоизы стала местом паломничества романтиков, поэтов, философов и всех, кто верит, что любовь — выше времени. Пьер Абеляр - средневековый французский философ, теолог, поэт и музыкант. Он был звездой своего времени — дерзкий, блестящий, неустрашимый. Его лекции собирали толпы учеников, его суждения будоражили умы, а его слава не знала границ. Элоиза — юная племянница каноника собора Богоматери в Париже Фульбера, девушка редкого ума и редкой красоты. Она читала латинских классиков, понимала греческую философию и обладала внутренней свободой, о которой в ту эпоху даже не говорили вслух. Их первая встреча произошла в 1117 году. Элоизе было примерно 16 лет, Абеляру - почти 38. Абеляр поселился в доме Фульбера. Он сам предложил канонику обучать Элоизу фи
Абеляр и Элоиза: реальная история любви, ставшая легендой
Показать еще
  • Класс
Показать ещё