Фильтр
Фраер, кореш и халява – неожиданные сведения о происхождении этих и других слов русского просторечия
В русском просторечии прочно укрепились слова типа блат, халява, кореш, кипеш, хана. Немногие, однако, знают, что слова эти были заимствованы из идиша и иврита – двух еврейских языков (которые часто считают одним, но об этом поговорим как-нибудь в другой раз). Заимствование этих слов чаще всего шло через воровской жаргон – яркий, образный язык. Наибольший вклад в его развитие внесли одесские криминальные группировки начала ХХ века. «Беня говорит мало, но он говорит смачно. Он говорит мало, но хочется, чтобы он сказал еще что-нибудь». Исаак Бабель, «Одесские рассказы» Итак, какие же слова из колоритной речи одесских воров перешли в современный просторечный русский язык. Слово «блат» с идиша переводится как исписанный листок; имеет значение «рекомендательное письмо, подтверждающее наличие связей, протекции». Фраер. Изначально это слово обозначало еврея, свободного от предписаний Талмуда, то есть перешедшего в христианство, позднее слово стало обозначать свободного в широком смысле челов
Фраер, кореш и халява – неожиданные сведения о происхождении этих и других слов русского просторечия
Показать еще
  • Класс
Зачем учителя диктуют бессмысленные тексты
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: – Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: – Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Если в тетрадке ребенка обнаружится подобный текст, какая реакция будет у вас? Удивление? Смех? Негодование? Некоторые родители начинают даже подумывать о карательной психиатрии для учителя! Такие возмущенные реплики встречаю в соцсетях: – Разве нет осмысленных текстов?! – Зачем моему ребенку ломают мозг?! И прочее в этом же духе. Но не стоит бросаться с копьями на «защиту» мозга ребенка. Тем более, что никакого ущерба знакомство с такими «лингвистическими сказками» никому не причинило. И упраж
Зачем учителя диктуют бессмысленные тексты
Показать еще
  • Класс
Как не вызвать гнев грамотных собеседников
На некоторые грамматические ошибки так часто указывают собеседники в соцсетях и на форумах, что, кажется, их уже никто не должен допускать. Мы составили небольшой список, чтобы вы могли проверить себя и не вызвать гнев граммар-наци. Одеть или надеть Это слова-паронимы, похожие по звучанию, но с разным лексическим значением. Одеть – облечь в какую-либо одежду. Одеть Надежду в платье. В багрец и золото одетые леса. Надеть – покрыть тело предметом одежды или обуви. Надеть одежду: платье, плащ и чулки. Класть и положить Класть – глагол несовершенного вида (что делать?). В этой форме он не употребляется с приставками. Нет слов: выкласть, накласть и т.п. Положить – глагол совершенного вида (что сделать?). Этот глагол, наоборот, не употребляется без приставок или постфикса -ся. Слова «ложить» нет в литературном языке. Прийти или придти Правильная форма: прийти. Но при этом: приду, придешь. Долгое время обе формы «прийти» и «придти» были правильными, и во многих произведениях классиков д
Как не вызвать гнев грамотных собеседников
Показать еще
  • Класс
Борются или борятся? Клеят или клеют? Сеют или сеят?
Борются или борятся? Клеят или клеют? Сеют или сеят? Давайте разберемся с этим не таким уж и сложным правилом. Выбор личного окончания глагола зависит от спряжения. Определил спряжение – правильно написал окончание. У глаголов первого спряжения окончания с Е или У/Ю (во мн. числе), у глаголов второго – с И или А/Я. Например: Я борюсь, свечу Ты борешься, светишь Он, она борется, светит Мы боремся, светим Вы боретесь, светите Они борются, светят Легко запомнить по картинке, если представить номера спряжений римскими цифрами (I, II) и мысленно дорисовать гласный. Чтобы правильно определить спряжение глагола, необходимо выполнить следующий алгоритм: 1. Поставить глагол в личную форму (например, в сочетание с местоимением ОН) и проверить, не находится ли окончание под ударением. Например: он сидит. Все ясно: окончание под ударением, в окончании слышим и пишем И. Это глагол 2 спряжения. 2. Если личное окончание глагола не под ударением, то ставим глагол в начальную форму (отвечает на в
Борются или борятся? Клеят или клеют? Сеют или сеят?
Показать еще
  • Класс
Показать ещё