Фильтр
Фреска «Парнас»: божественное происхождение поэзии
Фреску «Парнас» написал итальянский живописец Рафаэль Санти. И она просто поражает воображение своей масштабностью, количеством образов и в принципе задумкой великого художника. Эта фреска посвящена искусству поэзии, и в ней использованы образы из Древней Греции. На полотне мы видим бога света Аполлона — он ведь еще и покровитель искусств, а также девяти муз, которых Рафаэль также поместил на картину. Всего на полотне художник изобразил 28 персонажей: помимо Аполлона и муз там находятся 9 античных поэтов и 9 поэтов-современников живописца. Аполлон играет на лире, слева от него восседает Каллиопа (муза эпической поэзии), по правую руку от бога расположилась прекрасная Эрато (покровительница любовной поэзии). Остальные музы стоят рядышком, чуть поодаль расположились поэты. Примечательно, что фреску называют «Парнас» — это название горы в Древней Греции, где Аполлон любил собираться с музами, чтобы вести научные беседы, музицировать, петь. Вполне вероятно, задумка Рафаэля состояла в том,
Фреска «Парнас»: божественное происхождение поэзии
Показать еще
  • Класс
«Венера и Марс»: сюжет о любви, измене и быстро засыпающих мужчинах
Картину «Венера и Марс» написал итальянский художник Сандро Боттичелли по заказу богатой семьи Веспуччи из Флоренции. Полотно предназначалось как подарок к свадьбе в этой семье, хотя сюжет мифа повествует скорее не о любви, а об… измене. Правда, изменщица-Венера действительно была влюблена в Марса. В правом верхнем углу вы можете увидеть осиное гнездо, а осы — это символ с герба семьи Веспуччи. Богиня любви и красоты Венера (Афродита) была женой Гефеста, от которого отказалась собственная мать Гера — первенец богини был уродлив, а после того, как нерадивая мать сбросила его с Олимпа, он стал еще и хромым (либо родился таким по другим источникам). Неудивительно, что Венера влюбилась в Марса (Ареса), красивого и мужественного бога войны. Боттичелли изобразил на картине любовников — Венера сидит одетая и смотрит на спящего Марса, едва прикрытого одеждой. Считается, что главная мысль картины в том, что любовь (ее символизирует Венера) способна победить что угодно: нежная и хрупкая Венера
«Венера и Марс»: сюжет о любви, измене и быстро засыпающих мужчинах
Показать еще
  • Класс
«Венера перед зеркалом»: красота и изменчивость женщины
Картину «Венера перед зеркалом» написал испанский живописец Диего Веласкес, но полотно с таким же названием (еще картины называют «Венера с зеркалом») есть и у Тициана, сюжет очень похож. На полотне мы видим обнаженную богиню любви Венеру, она лежит спиной к зрителям и смотрит в зеркало, которое бережно придерживает перед ней ее вечный спутник Купидон (Амур). Венера тут, вполне вероятно, символизирует женскую красоту. Притом обратите внимание — хоть тело и обнажено, но выглядит скромно и непошло. Интересно, что богиня красоты смотрит на себя не в восторге или самолюбовании, а со спокойствием — она уверена в себе и своем обаянии. Зеркало — очень значимый символ на этом полотне. Оно символизирует женскую натуру: как переменчиво и непостоянно изображение в отражении, так непостоянны и переменчивы представительницы прекрасного пола. А в Средние века зеркало и вовсе могли отождествлять с женским началом, также оно было символом богини Венеры. О картине Веласкеса ходила дурная слава. Считает
«Венера перед зеркалом»: красота и изменчивость женщины
Показать еще
  • Класс
«Юпитер и Семела»: трагическая гибель любовницы Зевса
Картину «Юпитер и Семела» написал французский художник Гюстав Моро за 3 года до своей смерти. Картина огромная — больше 2 метров в высоту и 1 метра в ширину, на ней полно персонажей и интересных символов. Юпитер в древнеримской мифологии — тот же Зевс у древних греков. Он был очень любвеобильным и часто связывался с земными обычными женщинами. Семела как раз была обычной женщиной и даже забеременела от Юпитера. Тогда законная жена бога Юнона коварно обманула несчастную: она сказала, что ее любовник на самом деле не бог, а обманщик. А если он бог, то пусть докажет это — явится в божественном обличии. Семела попросила об этом Юпитера, и тот явился в божественном облике грома, молнии и бури. И тогда Семела умерла — то ли от потрясения, то ли из-за ожогов от молний. Юпитер решил спасти младенца — он достал его из чрева женщины и поместил себе в бедро. Там он выносил мальчика, и со временем на свет появился Дионис — бог виноделия, веселья и оргий. «Палец вверх», подписка, комментарий — прек
«Юпитер и Семела»: трагическая гибель любовницы Зевса
Показать еще
  • Класс
«Спящая Венера»: богиня, спешащая поздравить молодоженов
Картину «Спящая Венера» начал писать итальянский художник Джорджоне да Кастельфранко (больше известен как Джорджоне). Однако к полотну приложили руку еще несколько живописцев, и только благодаря этому мы можем не сомневаться, что перед нами именно богиня любви и красоты Венера, а не просто абстрактная симпатичная девушка. Дело в том, что после кончины Джорджоне картину решил дописать Тициан — он изобразил драпировки ткани, пейзаж и небо, а также нарисовал у ног девушки Купидона со стрелой и птицей в руках. Именно эта деталь и указывает на то, что перед нами богиня из древнеримской мифологии. Но сегодня на полотне ангелочка нет — после Тициана картину кто-то «реставрировал» и убрал Купидона, его можно увидеть лишь в инфракрасных лучах. Что касается сюжета полотна, то он прост и романтичен одновременно. Считается, что картину заказала знатная венецианская семья к свадебному торжеству. Они попросили изобразить спящую Венеру с Купидоном. Кажется, что богиня любви вот-вот проснется и отпр
«Спящая Венера»: богиня, спешащая поздравить молодоженов
Показать еще
  • Класс
«Три грации»: женские добродетели на картине Рафаэля
Картину «Три грации» написал итальянский художник Рафаэль Санти. О смысле и символизме до сих пор спорят критики и искусствоведы. Одно безусловно, что произведение Рафаэля так или иначе восходит к античности. Не исключено, что на полотне три Грации (или Хариты — так их называли в Древней Греции) символизируют невинность, красоту и любовь, а в руках у них символы совершенства — золотые шары. По другой версии, мы видим трех Гесперид с золотыми яблоками, которые украл у них Геракл. Напомним: царь Еврисфей приказал герою достать золотые яблоки из сада Гесперид, а охранял их ужасный змей Ладон. Гераклу в этом помог титан Атлант, державший на плечах небесный свод. Герой застрелил змея и подержал на плечах небо, а титан добыл яблоки. Правда, Атлант хотел уйти с ними — ему не хотелось возвращаться к тяжелой работе. Но Геракл перехитрил его: попросил недолго подержать небо, пока, мол, он подложит на плечи подушку. Конечно, герой схватил яблоки и отнес их царю — подвиг был засчитан. Именно эти
«Три грации»: женские добродетели на картине Рафаэля
Показать еще
  • Класс
«Геркулес и лернейская гидра»: подвиг, который не был засчитан
Картину «Геркулес и лернейская гидра» написал французский живописец Гюстав Моро, вдохновленный вторым подвигом Геракла. Напомним: царь Эврисфей дал Гераклу задание убить гидру на озере Лерна. Герой отправился к чудовищу и стал метать в него стрелы, чтобы подманить поближе. На полотне Моро мы как раз видим момент встречи Геракла и гидры, ее художник изобразил семиголовой. Вокруг монстра лежат трупы жертв. Геракл начал бороться с гидрой, но каждый раз на месте отрубленной головы вырастали еще 2-3 новых. Вскоре герой обессилел и решил поменять тактику. Он попросил своего племянника Иолая помочь ему. Как только Геракл срубал голову чудовища, Иолай подбегал с горящим факелом и прижигал рану — головы не успевали отрастать. Вскоре ему удалось победить гидру, Геракл взял желчь чудовища и окунул в нее наконечники своих стрел, так он сделал свое оружие смертельным — достаточно было даже незначительной царапины ядовитой стрелы, чтобы умереть от яда. Тело монстра герой закопал и привалил огромным
«Геркулес и лернейская гидра»: подвиг, который не был засчитан
Показать еще
  • Класс
«Дидона, основательница Карфагена»: как хитрая женщина основала великий город
Картину «Дидона, основательница Карфагена» написал английский художник Уильям Тернер. Интересно, что живописец настолько любил это полотно, что не только никому его не продавал, но и хотел, чтобы его похоронили, завернув в него. К счастью, от этой идеи его отговорили, поэтому картиной можно любоваться и сегодня. Сказания об этой женщине разнятся, но мы приведем самые интересные факты. Изначально имя девушки было Элисса, у нее умер муж, после чего вдова бежала в Ливию. Уже по прибытию в Ливию местные жители дали ей имя Дидона, что означает «блуждающая», то есть путешествующая. Как же удалось одинокой девушке в древние времена основать великий Карфаген? Она обхитрила местного царя, получив столько земли, сколько сможет покрыть воловья шкура. Женщина разрезала ее на мелкие полоски и смогла обернуть тонкой длинной полосой целую гору. На этом холме она основала цитадель — Бирсу. И именно с этой крепости начал свою историю Карфаген. По одному из сказаний, Дидона была влюблена в героя Троя
«Дидона, основательница Карфагена»: как хитрая женщина основала великий город
Показать еще
  • Класс
«Фракийская девушка с головой Орфея на его лире»: продолжение грустного мифа
Картина «Фракийская девушка с головой Орфея на его лире» французского художника Гюстава Моро — одна из самых известных в его творчестве, и сюжет ее очень необычный. Орфей был чудесным музыкантом — его отец, бог солнца Аполлон, вручил ему лиру, игрой на ней юноша очаровывал богов и простых смертных. Орфей влюбился в нимфу Эвридику, но девушка погибла от укуса ядовитой змеи. Однако и это не остановило смелого юношу — он отправился за ней в подземное царство. Своей великолепной игрой на лире Орфей сначала очаровал трехглавого охранника подземного мира Цербера, а затем и бог Аида с женой Персефоной. Они разрешили забрать Эвридику в мир живых при одном условии: Орфей должен уйти, не оглядываясь на свою любимую. Когда влюбленный молодой человек выходил на поверхность, он не услышал шагов нимфы за собой, не выдержал и обернулся. Оказалось, душа Эвридики шла за ним и должна была обрести плоть уже в мире живых. Увы, условие Аида Орфей не выполнил, и душа его любимой теперь уже навсегда вернула
«Фракийская девушка с головой Орфея на его лире»: продолжение грустного мифа
Показать еще
  • Класс
Показать ещё