Первые испытания машины оказались фатальными для проекта — неверно рассчитанная масса машины и развесовка привели к тому, что заднее направляющее колесо очень быстро завязло в рыхлом грунте, а огромные ведущие колёса не могли «перепрыгнуть» стандартную траншею. Использование мощных двигателей не помогло — танк «надёжно застрял» на местности. Тогда, пользуясь случаем, решили танк обстрелять — буквально первые же попадания осколочно-фугасных снарядов разнесли огромные передние колёса, «уронив» корпус танка на землю. Первое испытание единогласно сочли провальным, а дальнейшие работы вывести из-под эгиды государственной системы. Однако что делать с высочайшим одобрением, руководство военной комиссии не знало — поэтому на месте испытаний оставили охрану, продолжая закрывать кусок леса от местных жителей и «гастролёров».
Лебеденко, в свою очередь, продолжал настаивать на необходимости своего проекта, всеми силами пытаясь вернуть машине ход — были заказаны новые передние колёса, и после их установки была предпринята ещё не одна попытка высвободить машину из «земляного плена», к несчастью инженера, все эти попытки остались неудачными. И пока инженер искал пути для улучшения своей машины, настал 1917 год, политические катаклизмы того года перечеркнули все работы над «Летучей мышью». Сам Лебеденко новые власти не принял, присоединившись к Белому движению, а прототип боевой машины так и остался в Дмитровских лесах, играя роль своеобразного памятника сумрачного военного гения царской эпохи. В 1923-1924 годах танк был разобран на металл в силу понимания всей абсурдности проекта.
Описание конструкции
Колёсный танк капитана Лебеденко не содержал в себе никаких черт от боевых машин того времени — его творение не было похоже ни на что из построенного или проектируемого в то время. И в этой непохожести состоит его уникальность.Бронированный корпус
Машина имела весьма нестандартный Т-образной формы коробчатый корпус, собранный из листов катаной стальной брони толщиной семь миллиметров. По внешнему виду танк Лебеденко напоминал скорее лафет орудия, нежели боевую машину. По сторонам «горизонтальной перекладины», шириной в девять метров, на выдвинутых штангах расположены два ведущих колеса диаметров в девять (!) метров. По центру этой «перекладины» располагалась массивная «боевая рубка», по проекту вооруженная сразу восемью пулемётами Максим образца 1910 года. Ещё одна пулемётная рубка располагалась ниже перекладины, и она тоже вооружалась пулемётом Максим образца 1910 года, направленным строго вперёд. На концах перекладины расположили два артиллерийских спонсона с артиллерийским вооружением – в них размещались 76,2-мм капонирные пушки с углом обстрела в 160 градусов.
Длинная штанга, расположенная в корме машины, предназначена для устойчивости машины, завершалась управляемой колёсной тележкой, также помогающей в поворотах. Управление тележкой осуществлялось с поста управления в главной рубке. Эта же штанга и была одним из слабых мест боевой машины – огромная масса в 60 тонн, которая распределялась всего на три точки опоры, создавала слишком высокое удельное давление на грунт. И если на больших опорных колёсах площадь опоры была более-менее достаточной, то на задней опорной тележке площадь опорной поверхности была намного меньше.Двигатель и ходовая часть
Как уже сказано выше, в качестве силовой установки на танк устанавливались сразу два высокооборотистых авиационных двигателя Maybach Mb.IVa, снятых с подбитого немецкого дирижабля. Каждый из двигателей передавал крутящий момент на своё приводное колесо, а через карданный вал – и на заднее. Я не смог найти данных об использовавшейся на машине трансмиссии – скорее всего, она была тоже «позаимствована» от дирижабля, ведь надо было как-то регулировать обороты тяговых винтов.
Ходовая часть была представлена, как уже сказано выше, тремя опорными колёсами – два из них были диаметром в девять метров (считались основными опорными точками), одно заднее имело диаметр около полутора метров. Колёсная формула боевой машины устроена по схеме 3х2.Заключение
Мне до сих пор непонятно, каким образом планировалось производство нужных для серийного производства танков узлов – производить такие двигатели российская промышленность не могла, а сбивать немецкие дирижабли пачками в тот момент не планировалось. Но, государю императору об этом, видимо забыли доложить (ну или доложили необъективную информацию). Иными способами объяснить решение Николая II я не могу.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Нет комментариев