В 1909 году Василий Дмитриевич Менделеев (сын великого учёного) начал работы по созданию первого в мире сверхтяжёлого танка «Бронеход». Инновационный проект инженера Менделеева, хоть и имел огромное значение для обороноспособности страны, не вышел за пределы чертёжной документации.
3D-модель танка Менделеева. Фотография в свободном доступе.
История создания
В далёком 1909 году корабельному конструктору Василию Дмитриевичу Менделееву пришла в голову мысль о создании «самодвижущейся боевой машины», вооружённой тяжёлым орудием, а также оснащённый тяжёлой бронёй. Фактически, он задумал создать первую в мире самоходную штурмовую артиллерийскую установку. Однако от задумки до реализации чертёжной документации прошло целых два года, пока изобретатель искал оптимальное сочетание компонентов.
Василий Дмитриевич Менделеев, сын великого русского химика, изобретатель, инженер, конструктор кораблей. Фотография в свободном доступе.
Приступив к разработке проекта в 1911 году, он приступил к работам с поистине «пролетарским» размахом – фактически, он создавал сразу рабочие чертежи для опытного образца, по которым можно было начинать сборку прототипа. Готовая документация была представлена в виде объёмного формуляра с подробнейшим описанием всех узлов, технологии сборки и так далее. Документация была представлена лишь 24 августа 1916 года, всего за месяц до появления на поле боя первого серийного британского танка. К сожалению, военное руководство проект не оценило всерьёз, проект даже не был рассмотрен и изучен, а практически сразу задвинут на полку в архивах.
Один из предполагаемых чертежей танка Менделеева. Фотография в свободном доступе.
Чуть позже, примерно в октябре 1916 года Менделеев несколько доработал свой проект, учитывая опыт битвы на Сомме и применением англичанами танков, о чём и подал соответствующую записку в отдел по вооружениям Военного министерства Российской Империи. Однако и этот проект не был рассмотрен военными, а вскоре высшему руководству страны стало и вовсе не до перевооружения – Первая Мировая Война и так оказалась нелёгким для страны испытанием, а политические катаклизмы 1917 года и вовсе «убили» все подобные проекты.
Описание конструкции
Проект танка Менделеева нес очень много новаторских для своего времени идей. В частности, система «посадки» боевой машины на грунт при стрельбе актуальна и для современных артиллерийских установок.
Корпус и башня
Корпус боевой машины – коробчатой формы, собран на каркасной основе из плит закалённой стальной брони толщиной от 8 до 150 мм. В частности, лоб корпуса представлял собой вертикально закреплённую плиту толщиной в 150 миллиметров с прорезанным в ней отверстием для орудия и прицельных приспособлений. Борта и корма корпуса собраны из плит толщиной в 100 миллиметров. Толщина крыши тоже внушала уважение – 76 миллиметров брони. Причём все лоб и борта были литыми, а крыша собиралась из пяти листов.
Один из чертежей проекта танка Менделеева. Фотография в свободном доступе.
Собственно, самым тонким местом было днище бронированного монстра – оно выполнялось из листа закалённой бронированной стали толщиной в десять миллиметров. Однако поразить корпус боевой машины можно было лишь заложенным на земле противотанковым зарядом (которые к тому времени ещё не придумали) – другое ничто не смогло бы поразить из-за особенностей корпуса.
В дополнение к основному вооружению, в средней части крыши располагалась выдвижная пулемётная башенка, собранная из листов закалённой стальной брони толщиной в восемь миллиметров. Её полагалось выдвигать лишь при необходимости – благодаря калибру пушки, а также помня об отсутствии танков в мире (а соответственно, и тактики их использования) их планировали использовать как мобильный артиллерийский форт. А учитывая, что вражеских солдат около такой крепости появиться не должно, то и постоянно держать башню поднятой нет смысла.
Танк Менделеева на грунте (об этом расскажу чуть ниже). Фотография в свободном доступе.
Корпус, согласно чертежам, имел исполинские даже по современным меркам размеры – 11 метров в длину, 4,4 метра в ширину и 3,5 метра в высоту (4,45 метра при поднятой башне). Расчётная боевая масса исполина составляла 86,5 тонн (!), что резко ограничивало использование мостов общего пользования – они не могли выдержать подобной нагрузки. Поэтому в технической документации изначально сообщалось, что «сухопутные батареи» могут пересекать водные препятствия только по железнодорожным мостам. Посадка и высадка экипажа (восемь человек) осуществлялась через единственную дверь в корме машины, через неё же и грузились снаряды.
Вооружение
Орудием главного калибра для боевой машины Менделеева конструктор избрал знакомую артиллеристам 120-мм морскую пушку Канэ образца 1892 года унитарного заряжания с длиной ствола в 45 калибров (5,4 метра). Эта пушка была штатным вооружением некоторых броненосцев и крейсеров, а также батарей береговой обороны. При грамотно обученном расчёте она могла выдавать до пятнадцати выстрелов в минуту – неплохой параметр для первой боевой машины? Также пушка отличалась неплохой дальностью стрельбы – фугасный снаряд образца 1911 года она могла «запульнуть» на дистанцию в 13 километров! В номенклатуру снарядов входили бронебойные, фугасные, осколочные, шрапнельные и «ныряющие» снаряды, хотя в боекомплект машины, скорее всего, входили только первые четыре типа снарядов. То есть, теоретически в боекомплект могли входить только бронебойные, фугасные, осколочные и шрапнельные снаряды, которые одинаково эффективны как на море, так и на суше.
120-мм морская пушка Канэ образца 1892 года. Фотография в свободном доступе.
Всего в боекомплект, согласно технической документации, входил 51 снаряд – 46 снарядов находилось в «крюйт-камере» (так на кораблях называют снарядный отсек в носовой части парусного корабля), ещё четыре находились на снарядной тележке, ещё один был заряжен в орудие. Теоретически эта пушка, установленная в танке, не имела неуязвимых для неё целей, однако как дело обстоит на деле, никто не проверял. Нет, пушки стояли в некоторых фортах и даже показали себя во время русско-японской войны против пехоты противника, но эффективность против укреплений противника мне выяснить не удалось.
7,62-мм пулемёт Максима образца 1910 года в станковом исполнении. Фотография в свободном доступе.
В выдвижной пулемётной башенке располагался 7,62-мм пулемёт Максима образца 1910 года с жидкостным охлаждением. Расположение башенки, по моему мнению, не могло обеспечить надёжный обстрел на 360° «на дистанции клинча», ибо длина корпуса не позволяла «работать» против солдат, подходящих с передней или кормовой части боевой машины. Однако как это дело обстояло бы в действительности, нам сегодня уже не выяснить.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
В качестве главной (да и единственной) силовой установки Менделеев выбрал двигатель от подводной лодки мощностью в 250 лошадиных сил. Это карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения. Пуск двигателя осуществлялся при помощи пневматического стартера, а объёма топливных баков хватало на 50 километров пути по шоссе. Расчётная скорость движения по шоссе, если верить статьям о документации, составляла 25 километров в час.
Дизельный двигатель Коломенского завода мощностью в 250 "лошадок". Примерно такой же предлагалось установить на первый российский танк. Фотография в свободном доступе.
Двигатель работал в паре с механической трансмиссией – крутящий момент на ведущие колёса передавался при помощи пятискоростной (4+1) коробки передач. Интересно, что для вывода машины из боя на машине устанавливался специальным образом «разворачиваемый» коленчатый вал. При необходимости, коленвал «разворачивал» крутящий момент на пост заднего хода, и на 20-30 минут трансмиссия переносила передачи переднего хода на заднюю сторону. В состав трансмиссии входил и дифференциал, облегчающий поворот боевой машины. Интересной особенностью проекта является многократное дублирование постов управления — помимо двух основных постов (для движения вперёд и назад в носу и корме танка соответственно), имелось также два резервных, которые могли использоваться любым членом экипажа при порче механизмов основных постов, их разрушении при обстреле или гибели водителя. Не менее оригинальной была конструкция подвески – Менделеев, согласно чертежам, предлагал подвеску, опережающую время. Подвеска была пневматического типа с вертикальными цилиндрами, объединёнными в цельную систему, обеспечивая тем самым высокую плавность хода при минимальном качении машины на пересечённой местности. При этом подвеска получилась «двойного действия» - если колебания машины были «медленными», подвеска работала по принципу блокированной. Обеспечивало этот эффект дросселирующее действие объединённых пневмосистем каждого борта. В случае «быстрых» колебаний подвеска срабатывала как индивидуальная, сглаживая все неровности на местности.
Примерная схема работы подвески танка Менделеева. Фотография в свободном доступе.
При этом подвеска обладала одним уникальным для того времени свойством – она позволяла уменьшить клиренс, защищая тем самым днище машины от случайного поражения. А также для повышения точности стрельбы и сохранения целостности ходовой части, машина могла «ложиться брюхом на грунт». А вот ходовая часть была сравнительно привычной – применительно к одному борту, ходовая часть включала в себя шесть опорных катков малого диаметра, пять поддерживающих гусеницу роликов, а также сразу четыре направляющих колеса. Конструктор объяснял такое решение длиной гусеничного движителя – дескать, при такой длине двумя направляющими колёсами не обойтись. Все направляющие колёса были пятиугольной формы, а ведущим было верхнее кормовое колесо. Гусеничная лента состояла из крупных звеньев шириной в 250 мм, отштампованных из 8-мм стального листа. При этом гусеничный движитель обладал длиной опорной поверхности всего в шесть метров, обеспечивая давление на грунт, равное 2,78 килограмм на квадратный сантиметр. Натяжение гусеницы производилось при помощи пневматического привода, обеспечивающего изменение клиренса и опускания корпуса на грунт.
Заключение
Как вы видите, танк Василия Дмитриевича Менделеева был достаточно инновационной моделью – многие из решений, которые он задумал устанавливать на свою «сухопутную батарею», конструкторы из различных стран начали устанавливать лишь несколько десятков лет спустя. Но закостенелость военных, а также сложная политическая ситуация в государстве стали серьёзными препонами для развития собственной школы танкостроения Российской Империи. Как знать – если бы в распоряжении армии были машины подобные описываемой, пришлось бы заключать сепаратный мир в 1918 году? С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев