Пятая дивизия в то же время начала активнее штурмовать Сурибати, сделав упор на гранаты и огнемёты. В пещерные ходы буквально лился напалмовый дождь и градом летели ручные гранаты. Такая тактика возымела действие - уже на следующий день, 23 февраля, над горой был поднят флаг США, а фотограф Джо Розенталь сделал свой самый знаменитый снимок. Но сопротивление на Иводзиме не прекратилось с падением Сурибати - Курибаяси вместе со штабом находился на аэродроме Мотояма, хорошо укреплённом и подготовленном к обороне. С 24 февраля все силы американского десанта были брошены на захват аэродрома, но они столкнулись с солдатами, ещё помнившими, что такое честь самурая. Сопротивление японских солдат было столь сильным, что вчетверо превосходящие силы американцев могли продвигаться лишь по десять метров в час. Не помогала ни корабельная артиллерия, на тот момент атаковавшая уже безнаказанно, ни ливни из напалма, ни забрасывание тоннелей и укреплений гранатами. Бои продолжались и ночью - американцы сменяли подразделения, отводя некоторые из них в тыл на отдых, остров “подсвечивался” огнём прожекторов. 26 февраля аэродром был взят, японцев оттеснили к северу, фактически загоняя их в угол. Но и на этом история с островом не была завершена - лишь 16 марта 1945 года, генерал-лейтенант Курибаяси отправил в Японию последнюю радиограмму:
Наступил час заключительной битвы. С момента высадки американских войск, солдаты и офицеры Японской императорской армии сражались, словно демоны. Я рад, что несмотря на превосходство противника в численности и вооружении, воины Японии не дрогнули, и с честью сражались, не боясь ни ран, ни смерти. Но силы войск не хватило для отражения атаки противника, и воины Японской императорской армии гибли каждую минуту. Несмотря на Ваш приказ, я не смог удержать остров в руках японцев. Я нижайше прошу Вас простить меня за мои неудачи. В эти минуты, когда солдаты страдают от жажды, у нас не осталось снарядов и каждый из нас мечтает лишь о последнем сражении, я думаю лишь о судьбе Империи и божественного Сына Неба. Понимая, что не будет в Стране Восходящего солнца покоя, пока земли не вернутся под покровительство Императора, я клянусь, что даже в Стране призраков я буду хранить честь Сына Неба и Империи. Идя в своё последнее сражение, я решил, что будет важно сообщить Вам о моих истинных помыслах в эту минуту…
За сутки до этой радиограммы, командир 145 пехотного полка Японской императорской армии, полковник Икэда торжественно сжёг флаг государства, не допуская даже мысли о попадании его в руки врага. 17 марта даже самый фанатичный японский солдат понимал - всё кончено. Американцы захватили весь остров, японские войска остались лишь в немногих туннелях, без боеприпасов, воды и провизии. Понятно, что ни о каком сопротивлении уже не могло быть и речи - но японцы всё же нашли в себе силы на пару последних сражений. В одном из них командир 26 танкового полка Такэити Ниси получил серьёзные ожоги, но и он нашёл силы на последнюю контратаку. В ночь с 25 на 26 марта 1945 года те японские солдаты, что могли ещё держать оружие, вместе с офицерами бросились в последнюю атаку, фактически повторяя подвиг самураев в битве при Сирояма. Несколько сотен японцев бросились в сабельную атаку на боевые порядки дивизии - впереди, по свидетельствам очевидцев, бежали генерал (17 марта ему присвоили это звание, но он не мог его получить из-за разрушения радиокоммуникаций) Курибаяси и контр-адмирал Итимару. Впоследствии американцы не смогли найти тело Курибаяси - перед битвой он срезал со своей формы все знаки отличия и снял все награды.
В той последней контратаке японцы полегли в полном составе, лишь восемнадцати солдатам удалось выжить, попав в плен. 262 солдата, ринувшихся в последнюю атаку не ушли “без пользы” - с собой они забрали 53 американских солдата, серьёзные ранения получили ещё 119.Однако не все японские солдаты, способные держать оружие, были участниками той битвы. Долгое время некоторые из них скрывались в пещерах, проводя по ночам мелкие диверсии против американских войск. Последние из них, Куфуку Ямакадзе и Ринсоку Мацуда, сложили оружие лишь в 1951 году, спустя шесть лет после окончания Второй Мировой Войны. При этом все партизаны-диверсанты, как один, цитировали слова контр-адмирала Итимару, которые он написал в своём знаменитом предсмертном письме, адресованном Рузвельту. В нём он обвинял США в развязывании войны, в милитаризме Японии - последнее, по словам Итимару, было реакцией на империалистическую позицию США в отношении малых стран.
ЗаключениеОстров Иводзима стал настоящим полем скорби для обеих стран-участниц битвы. За обладание островом отдали жизни 6812 американских солдат, ещё около 20 тысяч получили ранения различной силы тяжести. Защитники острова потеряли не в пример больше - почти 21 тысячу солдат, погибших без единой мысли о сдаче острова и капитуляции. Силён был воинский дух в японцах, ой как силён…
С вами был Историк-любитель, оставайтесь на канале, поддерживайте лайками и комментариями - впереди ещё много интересного!
Нет комментариев