В назначенный день, на Семипалатинском полигоне в 7 часов утра, установленный на 37-метровой металлической башне снаряд типа РДС-1 был дистанционно подорван, и ослепительная вспышка озарила небо на несколько километров вокруг. Сама башня была полностью уничтожена - не осталось даже следов расплавленного металла, а на месте, где она стояла, осталась воронка диаметром в три метра и глубиной в полтора. Мощность взрыва составила примерно 22 килотонны, и в радиусе 5-7 километров от эпицентра повреждения были следующими:
“Щитовки” и бревенчатые избы уничтожены полностью;
Два трёхэтажных дома, построенных один за другим, находившихся в 800 метрах от эпицентра, разрушены полностью;
Металлобетонный корпус “завода” с мостовым краном внутри, сохранил конструкцию подъёмного механизма, но стены и потолок были разрушены до основания;
Из 1536 животных, 345 погибло на месте, несколько особей так и не нашли - предположительно сгорели дотла или были унесены ударной волной;
Военная и гражданская техника получила повреждения различной тяжести - некоторую просто перевернуло, некоторые единицы оказались полурасплавленными;
Основным поражающим фактором, как и ожидалось, была ударная волна. Радиационное поражение и световая вспышка выступили в роли вторичных поражающих факторов - в частности, несколько военных, причастных к испытаниям, получили ожоги сетчатки (вопреки принятым мерам безопасности, которые они проигнорировали) и незначительные ушибы от воздействия ударной волны, так как находились достаточно далеко от эпицентра. Однако на тот момент как сам факт испытания, так и его последствия быстро засекретили. Широким массам удалось получить на тот момент хоть какую-то информацию из прессы - дело в том, что американские и канадские метеорологи, взяв пробы воздуха в прибрежных территориях СССР, заметили - в воздухе есть радиоактивные изотопы, которые образуются в результате атомных взрывов.
“На территории СССР, скорее всего, был осуществлён атомный взрыв. Этого следовало ожидать, ведь ещё четыре года назад министр Молотов сказал - отныне в атомной энергии секретов нет!”
сказал президент Трумэн 23 сентября 1949 года на основании этих исследований. Конечно, пупсики расстроились американцы погрустнели, ведь к тому моменту считалось, что такое оружие только у них и поэтому США могло диктовать свою волю всему миру.
И действительно, Молотов такую фразу говорил. Но в остальном в Советском союзе хранили тайну - нет никаких атомных бомб, никаких испытаний, и вообще мы - мирная страна. Однако на слова Трумэна ответили - иначе было нельзя, не так поняли бы. В ТАСС заявили - мы много строим, некоторые работы требуют взрывных работ, в том числе и с использованием новейших типов взрывчатки. Вполне вероятно, что такие работы могли привлечь внимание в зарубежных странах. Но в вопросах атомной энергии - вновь сослались на слова Молотова. Само наличие атомного оружия в СССР признал Клим Ворошилов 8 марта 1950 года.
ЗаключениеНесмотря на разрушение гегемонии в сфере атомного оружия, СССР фактически не мог противопоставить США ничего - не было ни должного количества самих зарядов, ни средств их доставки. Однако гегемония в мире пошатнулась - этого уже было достаточно, чтобы началась Холодная война. Бескровная для инициаторов, она длилась на протяжении 40 с лишним лет, являясь больше гонкой вооружений и борьбой идеологий, нежели боестолкновением. Но началось всё с одной единственной бомбы, испытанной в Семипалатинске в 1949 году.
С вами был Историк-любитель, оставайтесь на канале, поддерживайте лайками и комментариями - впереди ещё много интересного!
Нет комментариев