Эволюция
В 1993 году, несмотря на небольшой военный бюджет, правительство Китая приобрело у России авианосец «Киев» проекта 1143 «Кречет». Это был головной корабль проекта, единственным практически не изменившимся представителем которого сегодня является российский авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». «Киев», построенный в 1975 году, сняли с вооружения незадолго до продажи Китаю — у страны, два года назад пережившей раскол и смену власти, к тому же находившейся в состоянии глубокого социального и финансово-экономического кризиса, просто не было денег на содержание дорогостоящего корабля. Конструкцию советского авианосца китайские инженеры также изучили весьма тщательно.
В 1994 году из состава российского флота вывели еще один авианесущий крейсер — «Минск», построенный в 1975 году по проекту 1143.2. В 1995 году корабль купила одна из южнокорейских компаний, планировавшая пустить его на металлолом и переплавку. Однако в 1996 году авианосец выкупила китайская компания Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry. Позднее авианесущий крейсер тоже обследовали китайские специалисты. Перед продажей оба бывших советских авианосца прошли подготовку — с них сняли все вооружение и радиоэлектронное оборудование и частично разобрали котлотурбинные силовые установки (корабли к покупателям доставлялись на буксире).
Сегодня и «Киев», и «Минск» в целом сохранили первоначальный внешний вид. «Киев», долгое время использовавшийся в качестве парка развлечений, в 2011 году был переоборудован в отель на 148 номеров разных классов, включая президентский. Корабль является частью тематического парка «Биньхай» в городе центрального подчинения Тяньцзинь. «Минск» китайские предприниматели переделали в тематический развлекательный парк Minsk World Military Park. До начала 2016 года он находился в Шэньчжэне в провинции Гуандун, но затем парк закрыли. Авианосец отбуксировали в Чжоушань в провинции Чжэцзян для ремонта. После этого, как ожидается, «Минск» переведут в новый тематический парк в Наньтуне в Цзянсу.
Но решающую роль в китайской программе разработки и строительства авианосцев сыграл другой бывший советский авианесущий крейсер — «Варяг» проекта 1143.6. Изначально корабль носил имя «Рига» и был переименован только в 1990 году. Его заложили 6 декабря 1985 года, строительством корабля по проекту 1143.6 занимался николаевский Черноморский судостроительный завод на Украине. В 1988 году советский авианесущий крейсер спустили на воду, после чего его достройка продолжилась на плаву. В 1992 году строительство «Варяга» приостановили из-за нехватки денег, а в 1993 году между Россией и Украиной был заключен договор, по которому корабль достался Киеву. На тот момент готовность авианосца составляла, по разным оценкам, от 67 до 76 процентов.
Предполагалось, что при водоизмещении 59,5 тысячи тонн, длине 304,5 метра, ширине 38 метров и осадке 10,5 метра «Варяг» сможет развивать скорость до 29 узлов. Дальность хода корабля должна была составить до восьми тысяч морских миль (14,8 тысячи километров). На крейсер планировалось установить шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630М калибра 30 миллиметров, 12 пусковых установок противокорабельных ракет «Гранит», четыре пусковых установки зенитного ракетного комплекса «Кинжал», восемь зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик» и два комплекса противоторпедной защиты «Удав». В плане вооружения все корабли проекта 1143 были в целом похожи.
В авиагруппу «Варяга» должны были войти до 26 легких палубных истребителей МиГ-29К и тяжелых Су-33, а также вертолеты Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Какое-то время российские власти говорили о намерении выкупить недостроенный корабль у Украины, достроить его и включить в состав ВМФ. Однако в 1994 году после списания сразу двух авианесущих крейсеров такого типа правительство России отказалось от этих планов. В 1998 году правительство Украины продало недостроенный корабль китайской компании Chong Lot Travel Agency, зарегистрированной в Макао. Сумма сделки составила около 20 миллионов долларов. При покупке «Варяга» китайцы утверждали, что намерены переоборудовать его в плавучее казино.
В 2002 году китайцы отбуксировали «Варяга» на верфь судостроительного предприятия в Даляне в провинции Ляонин. Тогда же появились слухи о том, что вместе с кораблем Китай приобрел у Украины и всю конструкторскую документацию на проект 1143. Стало понятно, что ни в какое плавучее казино авианесущий крейсер переоборудован не будет. С 2008 года китайская пресса стала писать о корабле, называя его «Ши Лан» (в Китае иногда дают «предварительные» имена кораблям, которые впоследствии могут как сохранить, так и поменять на новые). Ши Ланом звали китайского командующего маньчжурским флотом, который родился в 1621 году и прославился завоеванием Королевства Яньпин. Ныне оно зовется Тайвань.
Любопытный штрих в эту историю, к слову, вносит еще вот что: корабль, заложенный на Украине для Военно-морского флота СССР, разместили на судостроительном предприятии в китайском городе Далянь, основанном русскими моряками в 1898 году и изначально называвшемся Дальним. Это как бы дает основания утверждать, что исторически современный китайский авианосный флот, с какой стороны ни посмотри, имеет русские корни.
В 2011 году китайские власти впервые официально подтвердили, что купленный у Украины корабль достраивается в качестве авианосца по проекту Type 001. В том же году корабль спустили на воду и начали его испытания, а годом позже приняли на вооружение. Бывший «Варяг» (он же «Ши Лан») при включении в состав китайского флота получил имя «Ляонин» в честь провинции, в которой был достроен. Водоизмещение «Ляонина» составляет 59,5 тысячи тонн при длине 304 метра и ширине 75 метров. Корабль может развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет около восьми тысяч миль. Корабль вооружен тремя зенитными артустановками Type 1130 калибра 30 миллиметров, тремя пусковыми установками зенитных ракет FL-3000N и двумя установками противолодочного вооружения.
О Пипи Си
Новый китайский авианосец назвали «Пипи Ся» в честь рака-богомола. Рак-богомол является популярным в Азии для употребления в пищу. Он отличается от сородичей своим необычным внешним видом.
Вариант «Пипи Ся» (皮皮虾 - pipixia) набрал более 1,3 миллионов голосов, что обеспечило ему уверенную победу в голосовании.
Для смены банального названия авианосца «Проект 001А», в интернете запустили онлайн-опрос. «Пипи Ся» стал лидером голосования. Среди других вариантов были были «Тайвань» и «Сунь Укун». Последнее имя принадлежит королю обезьян, одному из самых популярных персонажей китайского фольклора.
Несмотря на не самое лестное прозвище, главное партийное издание Китая «Жэньминь Жибао» увидело в этой ситуации много положительного: «Использование таких популярных интернет-слов, как «пипися» — это новый подход молодого поколения к самовыражению и проявлению энтузиазма к государственным делам.
На корабле предусмотрено размещение до 48 самолетов и вертолетов. Водоизмещение корабля — 55-70 тысяч тонн, длина — 315 метров, ширина — 75 метров. Максимальная скорость составляет 31 узел.
На действующем первом китайском авианосце Liaoning (купленном у Украины и впоследствии переоборудованном советском «Варяге») размещаются 24 палубных истребителя четвертого поколения J-15. Корабль способен развивать скорость до 32 узлов, а его экипаж составляет 2626 человек. Liaoning гораздо меньше типичного американского авианосца, способного переносить около 100 истребителей.
Заключение
По состоянию на 2025 год у военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая четыре авианосца: «Ляонин», «Шаньдун», «Фуцзянь», четвёртый авианосец называемый «Тип 004» оснащён ядерной силовой установкой.
https://dzen.ru/a/aFf49JZ0UGsf-puU
Нет комментариев