Большинство людей знают Владимира Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». И его вклад в наш родной язык действительно неоценим. Однако, помимо составления словаря, в жизни этого поистине великого человека было еще много интересного. Например, по профессии он был военным врачом и хирургом. В годы русско-турецкой войны он оказывал неотложную помощь раненым, за что получил орден Святой Анны. Также Владимир Иванович написал учебные пособия по зоологии и ботанике. Но главная заслуга этого человека — неоценимый вклад в изучение русского языка. Современники в шутку называли Даля «принцем Датским», но он был истинно русским человеком и считал своей родиной Россию.
Владимир Даль родился в поселке Луганский завод 22 ноября 1801 года. Так в то время назывался город Луганск, расположенный на Украине.
Дом, где родился Владимир Даль, сейчас является домом-музеем в Луганске Его родители были интеллигентными, высокообразованными людьми. Отец, Иоганн Кристиан, обрусевший выходец из Дании, за два года до рождения сына принял российское подданство. Вместе с этим он получил и новое имя – Иван Матвеевич. Этот человек был настоящим полиглотом, прекрасно знавший русский, английский, французский, греческий, древнееврейский, латинский языки. Его обширным знаниям в медицине можно было только позавидовать, кроме того, Иван Матвеевич был прекрасным богословом.
Супругой Даля стала Мария Христофоровна Фрейтаг, дочь коллежского асессора. Корни ее семьи уходят к де Мальи, французским гугенотам. Мария Христофоровна была образованной женщиной, хорошо знала русскую литературу, занималась переводами трудов Иффланда, Геснера. Она была высоконравственной и доброй женщиной, искусной рукодельницей, старалась приучать детей к труду. Отец Марии считал, что его зятю-филологу трудно будет прокормить семью. Он настоял на том, чтобы Иван Матвеевич получил еще и медицинское образование. Семейство Далей было многодетным, что в те времена считалось обычным делом. У будущего этнографа было три брата и две сестры. В Луганском заводе они прожили недолго, когда Владимиру исполнилось четыре года, семья поселилась в Николаеве. Здесь Иван Матвеевич занял должность старшего лекаря Черноморского флота, дослужился до звания дворянина. После этого он получил возможность учить своих сыновей за казенный счет в Петербургском морском кадетском корпусе. ОБРАЗОВАНИЕ В раннем детстве Владимир находился на домашнем обучении. Все дети в их семье очень любили читать, Владимир не стал исключением. Любовь к печатному слову этот человек пронес через всю свою жизнь. В 13 лет он поступил учиться в кадетский корпус, окончил его в звании мичмана. Юношу отправили на службу в Николаев, а после — в Кронштадт. Однажды он даже ходил в море вместе с будущим адмиралом Павлом Нахимовым.
Портрет Владимира Даля на службе Со временем Владимир понял, что служба на флоте ему в тягость, тем более, что он никак не мог побороть морскую болезнь. И, прослужив 6 лет, он решил оставить флот и освоить гражданскую специальность. Недолго думая, он подался в медицину и вскоре начал обучение в Дерптском университете. Нужно было каким-то образом содержать себя, но никаких накоплений у студента не было. Будущий медик стал зарабатывать на жизнь с помощью уроков русского языка. В период учебы он улучшил свои познания в латыни, занимался изучением философию.
В студенчестве у Даля завязалась дружба с выдающимся хирургом Российской империи Николаем Пироговым, который не переставал восхищаться своим новым другом. Он не раз восторгался успехами Владимира Ивановича в хирургии. Николай Иванович говорил: «За что бы ни брался Владимир Иванович, ему всё удавалось». В 1828 году Далю пришлось экстренно прервать свое обучение из-за начала войны с турками.
Владимир Даль на войне Тогда выдающийся студент досрочно сдал на отлично экзамены на доктора и хирурга, и отправился армейским лекарем. К слову, на фронте он не только лечил раненых, но и делал записи, собирая слова и изречения солдат из различных уголков нашей необъятной родины. Таким образом он накопил столько записей, что для их транспортировки ему понадобился вьючный верблюд.
К слову, как-то раз в военной суматохе верблюд пропал, однако казаки отбили его и уже через неделю привели в Адрианополь. Как говорил Даль: «Таким образом начало русского Словаря избавилось от турецкого плена». По окончании войны Владимир Иванович продолжил врачебную деятельность и стал ординатором в одном из военных госпиталей Петербурга, где прославился невероятно талантливым хирургом.
На все руки мастер
Владимир Иванович занимался резьбой по дереву и изготавливал крошечные стеклянные изделия. Также он показал себя в качестве находчивого инженера-конструктора. Во время напряженного момента польского восстания он сделал из подручных средств 2 понтонных моста, по которым на другой берег реки Вислы смогли перебросить силы наши войска.
И когда польские солдаты тоже последовали на сооруженный мост, Владимир Иванович взмахнул топором — и вся конструкция вмиг распалась. Обманув врагов, Даль подплыл к берегу, где находились наши солдаты, которые встретили его восторженными возгласами. К слову, после героического подвига Николай I наградил предприимчивого и отважного Даля Владимирским крестом.
Уничтожение первого издания «Русских сказок...»
Ни для кого не секрет, что в Российской империи был период, когда элита предпочитала разговаривать на французском языке, прибегая к русскому лишь в определенных случаях.
Видя, как великий и могучий русский язык находится в загоне, писатель решил в 1832 году опубликовать свои «Русские сказки...». По словам Даля, были важны не сами сказки, а русское слово и говор, с которым он хотел познакомить своих земляков.
Но вот министр просвещения счел такой жест неблагонадежным, так как увидел в его «сказках» неуважение и колкости в адрес правительства, ропот на тяжелое положение русских солдат и так далее. И вскоре писателя взяли под арест. К счастью, от репрессий его спас поэт Василий Жуковский, который заступился за Даля. Обвинения сняли, но вот весь нераспроданный тираж его «сказок» уничтожили. К слову, один из уцелевших экземпляров 5 лет назад продали почти за 1 мил руб. В 1833 году Даль получает пост чиновника по особым поручениям при военном губернаторе В. А. Перовском, служившем в Оренбурге. Это место для литератора было очень желанным. Благодаря своей новой должности он много путешествовал по Южному Уралу, занимался сбором уникального фольклорного материала. Все эти наработки литератор будет использовать в своих произведениях. Уже через несколько лет Владимир Иванович опубликует книгу под названием «Естественная история Оренбургского края».
Даль Владимир Иванович и Пушкин в Оренбурге Даль очень хотел познакомиться со своим знаменитым современником, Александром Пушкиным. Он представился поэту сам, вручив ему ценный подарок – книгу «Русские сказки», один из немногих уцелевших экземпляров. Пушкин был в восторге от такого подарка, и в свою очередь, осчастливил литератора бесценным даром. Так Даль стал обладателем рукописи «О попе и работнике его Балде», на которой красовалась дарственная надпись великого поэта. Дружеские отношения между Далем и Пушкиным сохранились до самой гибели Александра Сергеевича.
Когда Пушкин отправился в путешествие по пугачевским местам, Даль вызвался его сопровождать. В благодарность за приятную компанию Пушкин в 1835 году подарил Далю подарочный экземпляр «Истории Пугачева». Существует мнение, что по меркам современной Пушкину медицины, его ранение не было смертельным. Иначе говоря, царские придворные доктора, прежде всего Николай Федорович Арендт, были присланы государем для того, чтобы просто-напросто "залечить" поэта. А Владимира Даля, видимо не доверяя другим врачам, позвал сам Александр Сергеевич.
Владимир Иванович составил медицинскую записку о последних часах Пушкина, закончив ее горестно: "Жизнь угасла". На память Пушкин вручил верному другу золотой перстень с изумрудным камнем. Александр Сергеевич считал это украшение своим талисманом. Владимир Иванович пытался вернуть его вдове, но Наталья Николаевна запротестовала: "Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память. И еще я хочу вам подарить пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича". Эти реликвии Даль хранил всю свою жизнь. Теперь они хранятся в Пушкинском музее Санкт-Петербурга. К слову, у этого сюртука довольно занятная история. Как-то раз Пушкин услышал от Даля неведомое ему слово «выползина», означающее шкурку, которую весной сбрасывают с себя змеи. И, придя к Владимиру Ивановичу в новом модном сюртуке, поэт сказал в шутку: «Что, хороша выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу. Я в ней такое напишу!». По року судьбы, в этом сюртуке поэт оказался и на той злополучной дуэли. И, чтобы не тревожить раненого, сюртук пришлось с него спарывать, как «выползину» со змеи. Больше полувека потребовалось писателю для создания главного труда его жизни. Первые слова, вошедшие в его словарь, Даль записал еще в 1819 году во время путешествий по Российской империи, а последние — незадолго до собственной кончины, в 1872 году. Так и получился его словарь в 4 тома, на 660 страницах которых напечатаны 200 000 слов, 30 000 пословиц, поговорок и загадок, приводимых для наиболее точного разъяснения значений слов.
Его всегда интересовало устное народное творчество – пословицы, поговорки, песни, предания. Когда Даль жил в северной столице, он получал образцы народного творчества от корреспондентов-жителей разных уголков огромной страны. Все это очень помогала исследователю в работе, но ему не хватало непосредственного общения с народом Именно по этой причине в 1849 году литератор переезжает в Нижний Новгород. Здесь он занимает место управляющего удельной конторой. Он завершает свой долгий труд по изучению русских пословиц. К тому же периоду относится и его конфронтация с современниками. Даль выступал против бездумного обучения крестьян грамоте, считая, что ему должно предшествовать нравственное и умственное образование. Ученый прожил в Нижнем Новгороде 10 лет, затем вышел в отставку и перебрался в Москву. Он занялся публикацией своих работ. В 60-х годах XIX века были опубликованы два фундаментальных труда Даля – «Пословицы русского народа», «Толковый словарь живого великорусского языка». Последнее произведение является настольной книгой преподавателей русского языка, за 150 лет оно не утратила своей актуальности. На составление этого словаря у Владимира Ивановича ушло 63 года. Также любопытно, что Владимир Иванович был одним из первых, кто исследовал тайные языки бродячих торговцев-офеней и записывал слова из жаргонного языка мошенников Петербурга XIX века. Именно этот записанный тайный язык в будущем стал основой для современного уголовного жаргона — «фени». Именно оттуда в наш мир пришли многие жаргонные слова, например, «бабки» в значении «деньги». А далее предлагаем узнать 11 слов из XX века, которые радикально изменили значение в наши дни. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ В первый раз литератор женился в 1833 году. Его избранницей стала Юлия Андре, подарившая ученому двух детей, Льва и Юлию. Их супружеское счастье было недолгим, Юлия умерла в молодом возрасте. Второй супругой писателя стала Екатерина Соколова. Она родила трех дочерей.
Самым талантливым из детей Даля был Лев Владимирович. Он занимался архитектурой, исследованием русского деревянного зодчества. В Нижнем Новгороде по проектам этого архитектора был выстроен Ярморочный собор, Церковь святых Космы и Дамиана. Писатель скончался в 1872 году. О причине его смерти информации найти не удалось. Прах этого великого ученого покоится на Ваганьковском кладбище. #Времялюдиисудьбы
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев