Особо нужно сказать об Оптиной пустыни в жизни Толстого.
Оптина пустынь в XIX веке была крупнейшим духовным центром
Русской православной церкви, монастырь этот начал возрождаться
фактически в начале XIX века и привлекал к себе внимание на
протяжении ста лет, до своего закрытия, потому что в этом монастыре
проживали подвижники благочестия, монахи, которых в народе
называли старцами. Примечательный факт: Толстой, воспринимавшийся монахами пустыни как отступник, отлученный от церкви, в Оптиной бывал чаще, чем любой другой русский писатель, за исключением философа Константина Леонтьева, одного из лидеров русского консерватизма. Леонтьев также после своего религиозного обращения часто бывал в Оптиной пустыни, а с 1887 года в течение последних четырех лет жизни проживал в монастыре.
Что же мы можем сказать о религиозных взглядах Толстого и их
отличии от церковного христианства? Очень важным источником для
понимания духовной конституции Толстого и эволюции этих взглядов
являются своеобразные «символы веры», то есть краткие записи в
дневнике, которые появляются достаточно рано и в которых писатель
излагает нечто самое важное в области его личной веры.
Вот самый известный отрывок такого рода, который датируется 1855 годом:
«Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта — основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.
Привести эту мысль в исполнение, я понимаю, могут только поколения, сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут ее в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией — вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечет меня».
В этом тексте мы видим все самое главное, что есть в «религии
Толстого». Она должна соответствовать интеллектуальному развитию
человечества, в ней нет места таинственности и сказкам, нет места
блаженству после смерти, но в ней очень силен момент практический
— строительство Царства Божьего здесь, на земле. Причем, как дальше
будет писать Толстой, фундаментом этой практической религии
становится не вера и не Церковь, и не Воскресение Христово, а
моральные заповеди.
Если изучать ранние дневники Толстого, поражает количество
всевозможных правил морального порядка, которые предписывает себе писатель. Эти правила призваны регулировать его жизнь, сделать ее чистой и праведной, помочь преодолеть свои недостатки. Но это не
всегда получается. И Толстой постоянно ломает себя, кается в
распущенной жизни и лени, создает новые правила, планы и графики
жизни, снова их нарушает, снова кается. Титаническая моральная
работа, которую ведет над собой достаточно молодой человек,
действительно впечатляет и имеет в духовной истории XIX века мало
аналогов. Граф Толстой последовательно и упорно занимается той
«рубкой леса», о которой он писал в одном из ранних рассказов, только
теперь это просека в чаще неверия, греха в «лесу», который представляла собой религиозная жизнь его современников.
Результаты размышлений над прочитанным писатель заносил в
дневник. Первая запись здесь относится к 1847 году, а последняя
сделана в 1910-м, за несколько дней до смерти. Таким образом, Толстой
вел дневник 63 года с некоторыми не очень значительными
перерывами. Это уже необычно даже для усердных обитателей XIX
века. Дневники Толстого — это действительно лаборатория, полигон,
собрание набросков, причем не только в области, как сам Толстой
говорил, художества.
Уже в этом последнем отношении записи Толстого очень интересны. Читая их, понимаешь, почему русский философ Серебряного века Дмитрий Мережковский назвал Толстого «тайновидец плоти». Но важно, что этим же методом Толстой пытается анализировать и законы духа. Те определения веры, Бога, «я», своего места в мире, которые он сегодня дает в дневнике, а завтра может радикально отвергнуть, превращают дневник Толстого в совершенно особый документ по истории религиозности и духовной мысли XIX века. Именно этим путем Лев Толстой приходит к конфликту с церковным христианством. Он отвергает Церковь, таинство, молитву в ее традиционном понимании; отныне для него Церковь — историческая форма тонкого обмана, угодничества перед имущими классами и государственной властью.
Нужно заметить, что в своих воспоминаниях все близкие Толстому
лица подчеркивают очень неожиданный характер переворота,
совершившегося в писателе в конце 70-х годов XIX века. В частности,
его двоюродная тетка, фрейлина двух императриц, одна из самых
проницательных русских женщин XIX века графиня Александра
Андреевна Толстая указывает в своих воспоминаниях, что вдруг в 1878
году ее племянник является проповедником чего-то совершенно нового, с чем она никак согласиться не может, — это отрицание
божественности Христа и искупительного характера его подвига.
Другими словами, Христос теперь для Толстого только человек,
который никого не спас и не может спасти своим рождеством и
воскресением, но который проповедовал божественное учение своего
отца.
продолжение следует...
#ЛитературныйОлимп_ЛевНиколаевичТолстой
Нет комментариев