Охота Дианы Дзампьери Доменикино (1581-1641), болонский художник эпохи барокко, известный своими масштабными фресками, историческими картинами и алтарями, стал ведущим классическим художником Италии в первой половине XVII века.
Фридрих Вильгельм Боллингер (1777-1825). Портрет Доменикино. Гебредерс Шуман, печать Zwickau, Берлин, 1818-1832 гг. Принт. 17,5 х 12,2 см.
Учился в Академии Карраччи в своем родном городе Болонье, в 1602 году приехал в Рим, чтобы работать под руководством Аннибале Карраччи во дворце Фарнезе. В Риме на него также оказали влияние работы Рафаэля, как можно видеть на его знаменитых фресках из жизни святой Цецилии в Сан-Луиджи-деи-Франчези. Он вернулся в Болонью и в 1616-1618 гг. создал серию фресок для виллы Альдобрандини во Фраскати, а в 1620-х годах снова активно работал в Риме, прежде чем переехал в Неаполь. Произведения Доменикино долгое время сравнивали с шедеврами Леонардо да Винчи и Рафаэля. При жизни художника считали «вторым римским живописцем» после братьев Карраччи. О лёгкости его кисти сочиняли стихи, монархи ссорились из-за приобретения его картин. Его композиции и изысканная техника исполнения напоминают панорамные пейзажи фламандских художников, таких как Поль Бриль, который поселился в Риме поколением ранее, и предвосхищают классические пейзажи Клода Лоррена и Никола Пуссена.
Будущий живописец родился 21 октября 1581 года в Болонье в небогатой семье башмачника Джованни Пьетро Дзампьери (Giovan Pietro Zampieri) и его жены Валерии. Доминико был небольшого роста, из-за чего его называли Доменикино (Маленький Доменико); однако более вероятно, что это прозвище относилось к его наивности и болезненной застенчивости характера. Он обучался грамматике и риторике, но уже в раннем возрасте проявил художественные способности. Отец позволил ему учиться в мастерской, проживавшего в Болонье фламандского живописца Дениза Калверта, вместе со старшим братом, который вскоре бросил живопись, чтобы вернуться в сапожную мастерскую отца. Соучениками Доменико в мастерской Калверта были Гвидо Рени и Франческо Альбани, с которыми он дружил потом долгие годы. Когда Калварт поймал Доминника за копированием гравюр Агостино Карраччи, он выгнал его из мастерской.
Аннибале Карраччи (1560-1609), Доменикино (1581-1641). Пейзаж с бегством в Египет. 1603 г. Холст, масло. 122 x 230 см. Галерея Дориа Памфили, Рим. В 1595 году Доменикино вместе с Альбани и Гвидо Рени был принят в болонскую «Академию вступивших на правильный путь», основанную братьями Карраччи. Лодовико Карраччи привлек Доменикино и его друзей для оформления оратория Сан-Коломбано близ Болоньи.
Доменикино (1581-1641). Положение во гроб. Ок.1600 г. Оратория Сан-Коломбвно, Болонья.
Доменикино (1581-1641). Авраам ведет Исаака на жертвоприношение. 1602 г. Медь, масло. 32,5 х 44,3 см. Художественный музей Кимбелла, Форт Уэрт, штат Техас.
Лесной пейзаж со сценой охоты. 1601-1603 гг. Холст, масло. 35 х 55,8 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Пейзаж с рекой и лодками. 1601-1603 гг. Холст, масло. 35 х 55 см. Национальная Пинакотека, Болонья.
Христос у колонны. 1603 г. (датирован MDCIII). Холст, масло. 201 х 105,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2022 г. Лот продан за GBP 250.000 фунтов.
Святая Магдалина. 1600-1650 гг. Холст, масло. 76 х 66 см. Лувр, Париж.
Святое семейство со Святым Иоанном. 1600-1641 гг. Медь, масло. 50 х 38 см. Коллекция Бруно Скардеони, Лугано, Швейцария.
Пьета. 1603 г. Медь, масло. 53 х 37,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Пейзаж с крещением Христа. 1603 г. Холст, масло. 122 x 170 см. Кунстхаус, Цюрих.
Пейзаж с крещением Христа. Фрагмент. 1603 г. Холст, масло. 122 x 170 см. Кунстхаус, Цюрих.
Портрет художника Гвидо Рени (1575-1642). 1603-1604 гг. Холст, масло. 65 x 52 см. Частное собрание. WGA06402
Портрет монсеньора Джованни Баттиста Агуччи. 1603-1604 гг. Холст, масло. 60 x 46 см. Йоркская художественная галерея, Йорк, Англия.
Портрет молодого человека. 1603 г. Холст, масло. 69 x 56 см. Гессенский государственный музей, Дармштадт, Германия. В 1601 году Доменико переехал в Рим, где стал одним из самых талантливых учеников известного в то время художника Рима – Аннибале Карраччи. Доменикино считал себя учеником Аннибале до самой смерти мастера в 1609 году. Под его руководством он участвовал в росписях Палаццо Фарнезе. Вместе с Гвидо Рени трудился в церкви Святого Григория. Аннибале Карраччи, посмотрев там фреску «Бичевание Святого Андрея», сказал, что теперь может сам учиться у «Маленького Доменико». В это время Доменикино приобретает влиятельных друзей и покровителей. Благодаря поддержке Джованни Агуччи, который служил секретарем Пьетро Альдобрандини – «кардинала-племянника» папы Климента VIII и был братом кардинала Джироламо Агуччи, Доменикино написал фреску «Освобождение святого Петра» в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Портрет кардинала Джилорамо Агуччи в «стиле рафаэлевской традиции» находится в Галерее Уффици.
Портрет кардинала Джироламо Агуччи (1555-1605). 1604-1605 гг. Холст, масло. 141 x 111 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Фрагмент В Риме Доменико работал бок о бок с Джованни Ланфранко, который позже станет его главным конкурентом.
Пейзаж с бегством в Египет. Фрагмент. 1605 г. Медь, масло. Мемориальный художественный музей Аллена, Оберлин, штат Огайо.
Отдых на пути в Египет. 1605 г. Холст, масло. 36 х 48 см. Музей Манде, Риом, Франция.
Пейзаж с отшельником. 1605-1606 гг. Дерево, масло. 30 х 37 см. Лувр, Париж.
Богоматерь с Младенцем Иисусом и Святым Иоанном, также известная как «Молчание» или «Молчание Карраччи». 1605 г. Холст, масло. 38 х 47 см. Лувр, Париж.
Пробатический бассейн. 1605-1606 гг. Медь, масло. 39 х 51 см. Капитолийские музеи, Рим. Пробатический бассейн, также известный как бассейн Вифезды, является целебным бассейном в Иерусалиме (упоминается в Евангелии от Иоанна 5:2), в который погружаются те, кто страдает от всех видов болезней. Христос (стоит слева) встретил там человека, слишком слабого, чтобы погрузить в воду, и исцелил его на месте.
Побитие камнями Святого Стефана. 1605-1607 гг. Медь, масло. 55 х 40 см. Музей Конде, замок Шантийи, Франция.
Пейзаж с Моисеем и горящим кустом. 1610-1616 гг. Медь, масло. 45,1 x 34 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. В 1614 году Доменикино завершил огромное полотно «Последнее причастие Святого Иеронима» для церкви Святого Иеронима Милосердия, которое сегодня находится в Музеях Ватикана.
Последнее причастие святого Иеронима. 1614 г. Холст, масло. 419 x 256 см. Пинакотека Ватикана.
Выполненная для главного алтаря, картина показывает очевидные ссылки на холст, выполненный Агостино Карраччи для церкви Сан-Джироламо-Алла-Чертоза в Болонье, возвращая его изысканный колоризм и внимание к психологическим эффектам персонажей. По сравнению с картиной Агостино Доменикино меняет композицию и уменьшает количество персонажей. Соперник художника Ланфранко будет использовать эти сравнения, чтобы дискредитировать Доменикино позже, в 1621 году, по случаю оспаривания фресок в Церкви Сант-Андреа-Делла-Валле, утверждая, что его коллега воспользовался плагиат
Сивилла. 1616-1617 гг. Холст, масло. 123 x 89 см. Галерея Боргезе, Рим.
Святая Цецилия играет на виолончели. 1617-1618 гг. Холст, масло. 160 x 120 см. Лувр, Париж.
Взятие Марии Магдалины на небо. 1617-1621 гг. Холст, масло. 129 х 110 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Картину Доменикино «Взятие Марии Магдалины на небо» приобрел для коллекции Екатерины II в Эрмитаже в 1772 году российский посол во Франции Дмитрий Голицын из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже. Вторая картина – «Евангелист Иоанн» (Кон.1620-х гг.) была куплена Николаем I у Д.А. Нарышкина.
Святой Иоанн Евангелист. 1624 г. Холст, масло. 259 x 199,4 см. Национальная галерея, Лондон. При поддержке Джованни Баттиста Агуччи в 1616 году Доменикино получил заказ на выполнение серии фресковых пейзажей на вилле Альдобрандини (Villa Aldobrandini) во Фраскати. К концу 1616 года Доменикино уже спроектировал кессонный потолок с изображением «Успения Пресвятой Богородицы» в Санта-Мария-ин-Трастевере и начал цикл из десяти фресок, изображающих «Жизнь Аполлона» в Садовом павильоне виллы Альдобрандини (1616-1618), в том числе несколько повторных копий историй Аполлона, некоторые из которых сегодня хранятся в Национальной галерее в Лондоне. В работе над фресками ему помогал Джованни Баттиста Виола, болонский художник, который, как и сам Доменикино, был пионером в развитии классической пейзажной живописи.
Святой Иоанн Евангелист. 1624 г. Холст, масло. 259 x 199,4 см. Национальная галерея, Лондон. Изгнание Адама и Евы из Рая. 1626 г. Холст, масло. 121,9 x 172,1 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Слава Доменикино как живописца в Риме привела к тому, что в 1629 году он был избран принцепсом (президентом) Академии Святого Луки. В июне, он переехал в Неаполь. Он также писал фрески в соборе Святого Януария. 3 апреля 1641 года он составил завещание и умер через три дня. #Живопись
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев