О. П. Хмара-Барщевская, П. П. Хмара-Барщевский,
В. П. Лесли (брат О. П. Хмара-Барщевской), В. П. Хмара-Барщевский.
Это ей адресованы его строки:
О. П. Хмара-Барщевской
Меж теней погасли солнца пятна
На песке в загрезившем саду.
Все в тебе так сладко-непонятно,
Но твое запомнил я: «приду».
Черный дым, но ты воздушней дыма,
Ты нежней пушинок у листа,
Я не знаю, кем, но ты любима
Я не знаю, чья ты, но мечта.
За тобой в пустынные покои
Не сойдут алмазные огни,
Для тебя душистые левкои
Здесь ковром раскинулись одни.
Эту ночь я помню в давней грезе,
Но не я томился и желал:
Сквозь фонарь, забытый на березе,
Талый воск и плакал и пылал.
Будучи мечтательницей и тонкой натурой, Ольга искренне восторгалась стихами Анненского. Восхищение молодой женщины действовало на его измученную душу как бальзам. Возле неё Анненскому было легче дышать, жизнь наполнялась смыслом и светом.
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(«Среди миров в мерцании светил»)
Скрытный, неуверенный в своём таланте поэт только ей поверял тайны творчества, ждал признания. И неизменно находил отклик.
* *Их любовь была платонической. Другой она и не могла быть. Совестливый и порядочный Анненский не мог построить своё счастье на несчастии других. Для него это было невозможно.* * *
Есть слова — их дыхание, что цвет,
Так же нежно и бело-тревожно,
Но меж них ни печальнее нет,
Ни нежнее тебя, невозможно.
(«Невозможно»)
О взаимной и невозможной любви поэта и Ольги Петровны мы узнаём из её письма В.В.Розанову от 20 февраля 1917 года.
«Вы спрашиваете, любила ли я Иннокентия Федоровича? Господи! Конечно, любила, люблю, и любовь моя «plus fort que mort» … Была ли я его женой? Увы, нет. Видите, я искренне говорю «увы», потому что я не горжусь этим ни мгновения. Той связи, которой покровительствует «змея-ангел», между нами не было. И не потому, чтобы я греха боялась или не решалась, или не хотела, или баюкала себя лживыми уверениями, что можно любить двумя половинами сердца, — нет, тысячу раз нет! Поймите, родной, он этого не хотел, хотя, может быть, по-настоящему любил только одну меня. Но он не мог переступить через себя, его убивала мысль: «Что же я? Прежде отнял мать у пасынка, а потом возьму жену? Куда же я от своей совести спрячусь?». И вот получилась не связь, а лучезарное слиянье… Он связи плотской не допустил, но мы повенчали наши души, и это знали только мы двое, а теперь знаете вы».
Какой тяжелый, темный бред!
Как эти выси мутно-лунны!
Касаться скрипки столько лет
И не узнать при свете струны!
Кому ж нас надо? Кто зажег
Два желтых лика, два унылых…
И вдруг почувствовал смычок,
Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму
Скажи одно: ты та ли, та ли?»
И струны ластились к нему,
Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? довольно?..»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось…
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил
До утра свеч… И струны пели…
Лишь солнце их нашло без сил
На черном бархате постели.
(«Смычок и струны»)
о своего последнего часа Иннокентий Анненский таил любовь к Ольге Петровне, а стихи о ней прятал в кипарисовую шкатулку, чтобы никто не узнал о существовании "одной лодки с двумя парусами".
Нависнет ли пламенный зной
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны.
Нам буря желанья слила,
Мы свиты безумными снами,
Но молча судьба между нами
Черту навсегда провела.
И в ночи беззвездного юга,
Когда так привольно-темно,
Сгорая, коснуться друг друга
Одним парусам не дано…
(«Два паруса лодки одной»)
Похоже, что Мойры плели судьбу Анненского из тонких нитей, чтобы из них получались бесподобные по красоте строчки стихов.
Из тонких нитей было и сердце поэта. Трижды он перенёс инфаркт.
Должностными заботами Анненский был обложен со всех сторон и тщетно просил отставки, по иронии судьбы получив её в день смерти. Осенью 1908 года Анненского попросили прочесть курс лекций по греческой драме на женских Высших историко-литературных курсах, учреждённых Николаем Павловичем Раевым.
Ему приходилось почти ежедневно ездить из Царского Села в Петербург и обратно. Утомительные поездки и большая по его представлениям ответственность, видимо, окончательно подточили здоровье человека с больным сердцем.
Вот как выглядел последний день жизни Анненского, описанный его сыном:
«А между тем день предстоял отцу очень трудный и разнообразный: утром – лекция на Высших женских курсах Раева, затем приём и занятия в Округе, после – заседание Учёного комитета, вечером – заседание в Обществе классической филологии, где он должен был читать реферат о таврической жрице (у Еврипида, Руччелаи и Гёте), и, наконец, в этот вечер он обещал своим слушательницам на женских курсах хоть на минутку, но всё же заехать на их вечеринку.
В промежутке он должен был обедать у одной дамы, близкого друга нашей семьи, жившей неподалеку от вокзала. Уже там, у О.А. Васильевой, он почувствовал себя нехорошо, и настолько нехорошо, что даже просил разрешения прилечь. От доктора, однако ж, отец категорически отказался, принял каких-то домашних безразличных капель и, полежав немного, уехал, сказав, что чувствует себя благополучно».
Сейчас наступит ночь. Так чёрны облака…
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
там всё, что прожито — желанья и тоска,
там всё, что близится — унылость и забвенье.
Как странно слиты сад и твердь
своим безмолвием суровым,
как ночь напоминает смерть
всем, даже выцветшим покровом.
30 ноября (13 декабря) 1909 года, неожиданно для всех, Иннокентий Федорович Анненский умер от инфаркта в возрасте 54-х лет, прямо на ступенях Царскосельского вокзала.
4 декабря состоялись похороны, в которых приняли участие его преданные друзья, ученики и литературные последователи. В Царском Селе установлен памятник поэту.
В 2014 году редколлегия альманаха «Менестрель» учредила Международную литературную премию им. И.Ф. Анненского. По финансовым причинам эта премия вручалась лишь однажды. В 2019 году к 110-летию со дня смерти Иннокентия Фёдоровича Анненского было решено возродить литературную премию журнала «Менестрель»
#Литература
Нет комментариев