Микаэл Леонович Таривердиев – советский и российский композитор, автор музыки к 132 фильмам, инструментальных концертов, опер, балетов и вокальной музыки. Эстет, романтик, гениальный композитор Микаэл Таривердиев был очень влюбчив. Все его произведения – о любви и о красоте жизни. Большинство фильмов, для которых написаны его сочинения, не имели бы такого успеха, не звучи в них музыка Микаэла Леоновича. Его музыкальные темы и песни звучат в картинах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Адам женится на Еве» и сотне других.
Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. В семье он был долгожданным и единственным ребенком.
Его мать Сатеник (или Сато) Григорьевна с обожанием относилась к сыну и потакала ему во всём. Когда она обнаружила, что ребёнок целыми днями пропадает у соседей ради того, чтобы бренчать на рояле, Сато Григорьевна убедила мужа купить пианино и отдала шестилетнего Микаэла в музыкальную школу при Тбилисской государственной консерватории имени Вано Сараджишвили к профессору Шалве Мшвелидзе. Довольно скоро маленькому музыканту надоело играть гаммы и традиционные сочинения для детей типа «Похороны куклы», сложные пьесы он играть ещё не мог, тогда он стал сочинять собственные.
Его поразил процесс записи музыки. Оказалось, что записанная на первом этапе мелодия звучит беднее, чем в голове, но переписанная так, как себе представлял, звучит намного интереснее, чем воображал. К десяти годам он уже написал несколько фортепьянных пьес, гимн для школы и симфонию. Играть что-то сложное он пока не мог, и нашёл ловкий выход из ситуации: стал сочинять свою музыку. В тринадцать лет Микаэл написал свои первые сочинения для сцены: два одноактных балета для Тбилисского оперного театра — «Допрос» и «На берегу». Их юному композитору заказал сын актёра Михаила Геловани, Георгий — режиссёр того самого театра. Однажды тот услышал, как Микаэл на слух воспроизводит увертюру к «Франческе да Римини» Чайковского и предложил сочинить балет для труппы хореографического училища. Это был первый большой успех Таривердиева, но в семье, как он вспоминал, к этому отнеслись «спокойно». После музыкальной школы и училища Микаэл поступил в Ереванскую консерваторию. Ему хотелось учиться в Москве, но мама настаивала, чтобы Микаэл «был поближе» — незадолго до этого, в 1949 году, Леона Навасардовича репрессировали, и без отца семье приходилось непросто.
В Ереване Таривердиев чувствовал себя чужим: «Меня приняли плохо — я считался армянином второго сорта, не ереванским, плохо говорил по-армянски, писал как бы не армянскую музыку». Поэтому через полтора года Таривердиев всё же решил уехать в Москву — поступать в Гнесинское училище. Конкурс в Гнесинский институт в 1953 году был огромный – двадцать восемь человек на четыре места. Каждому поступающему отводился класс для занятий. Таривердиев виртуозно барабанил по клавишам в предложенном классе, чем привлёк внимание ректора института дирижёра Юрия Муромцева, который трижды заглянул в этот класс. Всякий раз, не представляя с кем разговаривает, Таривердиев требовал закрыть дверь и не мешать. Этот анекдотичный эпизод никак не сказался на его поступлении, в экзаменационной комиссии все единодушно поставили «пятёрку с плюсом». Он был единственный из поступающих, кто получил такую высокую оценку. Арам Ильич Хачатурян, ставший впоследствии наперсником Таривердиева, сразу после экзамена догнал юного композитора на своей шикарной «Победе» и сказал, что тот въехал в институт на белом коне.
Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных в классе композиции А.И. Хачатуряна и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти, он провел в Москве Ученик Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории. Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной исполняла оперная звезда Зара Долуханова. Автор романсов очень волновался, был счастлив, но на сцену на поклоны выходить отказался. Через неделю тот же состав музыкантов исполнил талантливую композицию дипломника в Большом зале консерватории.
Геннадий Карякин "Ветер принёс издалёка" На канале нет монетизации, поэтому если вам понравилось содержание, вы можете поддержать развитие проекта небольшим пожертвованием
RUTUBE
Работа над «Юностью наших отцов» очень сдружила Таривердиева с Каликом и для последующих своих фильмов режиссёр всегда заказывал музыку только у своего друга. По окончании Гнесинки в 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причём приветствовал его Дмитрий Шостакович. Жизнь в Москве для студента из Тбилиси оказалась дорогой, во время учёбы Таривердиеву приходилось искать подработку. Его не привлекала фортепианная игра в ресторанах, которой грешили многие гнесинцы, он предпочёл разгружать вагоны на Рижском вокзале. Благодаря такому выбору, на четвёртом курсе он познакомился со студентами ВГИКа, которые помогли ему получить первый заказ на музыку к кинофильму. Так в его биографии появилась новая станица, принесшая ему известность и хорошие гонорары.
Следующей заметной работой композитора для кино была музыка к фильму «Человек идёт за солнцем» Михаила Калика, вышедшего в 1961 году. Начиная с этого фильма, Таривердиев стал иногда сам исполнять свои песни, благодаря чему его оригинальные мелодии стали узнаваемыми на слух.
Заметную роль музыка Таривердиева сыграла в дипломной работе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» режиссёра Элема Климова, оканчивавшего ВГИК в 1964 году. Она писалась в соавторстве с таким же молодым композитором и пианистом Игорем Якушенко. В 1968 году Таривердиев написал музыку к будущему многосерийному фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Он тогда работал над саундтреком к фильму «Судьба резидента», но прочитав сценарий Юлиана Семёнова, очень заинтересовался идеей. Вместе с поэтом Робертом Рождественским они создали цикл из 12 песен – по песне на каждую серию фильма, которые должны были звучать перед началом и в конце каждой из серий. Но режиссёр оставила только «Мгновения» и «Песню о далёкой родине», полагая, что не нужно такое обилие песен. Долго искали исполнителя. Пробовали записывать Обозинского, Мулермана, Никитского, Барашкова, уже было утвердили Муслима Магомаева, но неожиданное приглашение звезды в Италию, сорвало план кинематографистов. В конце концов утвердили Иосифа Кобзона, который по просьбе Лиозновой постарался спеть изменённым голосом, чтобы зрители его не узнали. Исполнитель с композитором в течение месяца записали не только две главные композиции, но и другие песни цикла.
После выхода «Семнадцати мгновений весны» на телевизионные экраны популярность композитора достигла своего пика. Юрий Андропов лично выдал ему автомобильный пропуск, по которому он мог парковаться где угодно. Таривердиев не преминул этим воспользоваться и залихватски остановил свой автомобиль на Красной площади. В 1973 году кто-то из недоброжелателей композитора решил поставить под сомнение авторство музыки к шпионскому сериалу и отправил в Союз композиторов телеграмму от имени французского композитора Франсиса Лея, в которой он обвинял Таривердиева в плагиате. Позже выяснилось, что обо всём этом Лей понятия не имел. Репутация советского композитора была восстановлена, но у него после этого появилась неприязнь к публике. Творчеством Таривердиева Эльдар Рязанов заинтересовался задолго до съёмок легендарной «Иронии судьбы».
Рязанов на этапе раздумий над музыкой к своему фильму решил обязательно взять эту песню, а остальные заказать у разных композиторов. Однако, когда он услышал другие песни Таривердиева, написанные по его просьбе, передумал и всю музыкальную палитру комедии доверил ему. История дорожного происшествия, случившаяся с героем другого культового фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», была подсказана самой жизнью. Такая история случилась с Микаэлом Таривердиевым. Одно время он был страстно влюблён в актрису Людмилу Максакову. 27 мая 1967 года они ехали в его автомобиле по Ленинградскому шоссе и насмерть сбили человека. Было темно. За рулём сидела Максакова, но Таривердиев, не задумываясь, взял вину на себя. Его осудили на два года, но пока велось следствие, эти два года прошли, и после вынесения приговора его выпустили из зала суда. Максакова его бросила, не дождавшись решения судей. Говорят, из-за параллели со своей историей Таривердиев не любил Рязановский фильм.
В общей сложности композитор написал музыку к 132 фильмам. Среди них были такие привечаемые зрителями фильмы, как: «До свидания, мальчики» (1964 год), «Любить…» (1968 год), «Король-олень» (1969 год), «Ольга Сергеевна» (1975 год), «Адам женится на Еве» (1980 год), «Ученик лекаря» (1983 год), «Летние люди (Дачники)» (1995 год), «Исаев» (2009 год).
В творческом наследии Таривердиева – авторство 4 балетов, 4 опер, органной музыки, более 100 романсов, инструментальных концертов, камерных вокальных циклов на стихи Вознесенского, Ахмадулиной, Цветаевой и много других произведений. Музыка Таривердиева, независимо от жанра, в каком она написана, всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. Микаэл Леонович находился в постоянном движении, он все время придумывал для себя что-то новое, ставил новые задачи. Он композитор необычной судьбы. А помимо этого он еще был спортсменом, фотографом, вел телепрограммы… Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, Государственной премии СССР, премии Ленинского комсомола и Народным артистом РСФСР. Он трижды был лауреатом премии «Ника» за лучшую музыку к фильму года, возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России со дня ее основания, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена». Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актер» и был похоронен на Армянском кладбище Москвы. В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев