Сегодня в возрасте 98 лет ушел из жизни Юрий Николаевич Григорович, легендарный балетмейстер, чье имя стало синонимом золотого века Большого театра. Его постановки, такие как «Спартак», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», определили эстетику русского балета второй половины XX века.
Юность и первые шаги в балете.
Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье, где искусство было не чуждо. Его мать, Клавдия Розай, имела балетное образование, хотя и посвятила себя семье.
Отец, Николай Григорович, работал бухгалтером. С детства Юрий мечтал о танце, и в 1937 году его приняли в Ленинградское хореографическое училище, ныне носящее имя Агриппины Вагановой. Учеба была непростой: в 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, училище эвакуировали сначала в Кострому, а затем в Пермь. Юный Григорович продолжал занятия, несмотря на трудности военного времени. В 1946 году, окончив училище, он стал артистом Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский). Григорович быстро выделился как характерный танцовщик, исполняя роли, требовавшие не только техники, но и актерского мастерства: Нурали в «Бахчисарайском фонтане», Ретиарий в «Спартаке». Однако сцена была лишь началом. Юрия тянуло к созданию собственных постановок, и уже в конце 1940-х он начал пробовать себя в хореографии, ставя детские спектакли в студии Дворца культуры имени Горького.
Его дебютом стал балет «Аистенок», который полюбился юным зрителям. Рождение мастера: «Каменный цветок» и «Легенда о любви» Первый крупный успех пришел к Григоровичу в 1957 году, когда он поставил в Кировском театре балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок». Спектакль, вдохновленный уральскими сказами Бажова, стал поворотным моментом в советском балете, объединив драматическую хореографию с симфонической глубиной. Именно тогда началось сотрудничество Григоровича с художником Симоном Вирсаладзе, чьи декорации и костюмы стали неотъемлемой частью его постановок. Вирсаладзе оставался соратником мастера до своей смерти в 1989 году. В 1961 году Григорович создал «Легенду о любви» на музыку Арифа Меликова.
Балет, основанный на восточной легенде, поразил зрителей эмоциональной силой и новаторской хореографией. Успех этих спектаклей сделал Григоровича звездой, и в 1964 году его пригласили возглавить балетную труппу Большого театра. Этот шаг стал началом эпохи, которая длилась три десятилетия.
Золотой век Большого театра
С 1964 по 1995 год Григорович был главным балетмейстером Большого, а с 1988 года — его художественным руководителем. Под его руководством театр пережил расцвет, став мировым символом балетного искусства. Он поставил оригинальные спектакли, такие как «Щелкунчик» (1966), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975), и создал новые редакции классики: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Жизель». Его постановки отличались драматизмом, виртуозностью и масштабностью, где мужской танец получил равное значение с женским.
Григорович изменил эстетику Большого, сделав спектакли зрелищными и эмоционально насыщенными. Его «Спартак» с героическими образами и мощной хореографией стал визитной карточкой театра.
Балет «Спартак» Юрия Григоровича В 1978 году он поставил «Ромео и Джульетту» Прокофьева в Парижской опере, а годом позже перенес спектакль в Москву. За эти годы труппа Большого совершила около ста международных турне, покорив сцены Лондона, Нью-Йорка, Токио. Его прекрасные балеты экранизировали дважды: в 1976 году вышел фильм «Спартак», а в 1977-м состоялась премьера «Грозного века» по спектаклю «Иван Грозный».
Однако стиль управления Григоровича вызывал споры. Его называли диктатором за жесткую дисциплину и требовательность. Некоторые артисты, включая Майю Плисецкую и Владимира Васильева, стремились к большей творческой свободе, что приводило к конфликтам. В 1995 году Григорович покинул Большой, но его влияние осталось: его спектакли составляют основу репертуара театра по сей день.
Жизнь после Большого и Краснодарский театр
После ухода из Большого Григорович не остановился. В 1991–1994 годах он руководил собственной труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича», а в 1993–1995 годах сотрудничал с Башкирским театром оперы и балета. В 1996 году началась новая глава его карьеры: он стал художественным руководителем Краснодарского театра балета. За короткое время Григорович превратил провинциальную труппу в коллектив мирового уровня, перенеся на краснодарскую сцену свои ключевые постановки, включая «Лебединое озеро» и «Золотой век».
В 2008 году Григорович вернулся в Большой в качестве штатного хореографа. Он возобновил работу над «Спящей красавицей» и «Иваном Грозным», а в 2016 году представил новую редакцию «Каменного цветка» в Мариинском театре. Даже в 90 лет он оставался активным, консультируя молодых хореографов и посещая репетиции. Много сил Юрий Николаевич отдает преподавательской деятельности. С 1974 года он входил в профессуру Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. На этом посту балетмейстер проработал полтора десятка лет. В 1988 году Григорович получил должность заведующего кафедрой и профессора в Московской хореографической академии. С 1975 по 1985 годы Юрий Николаевич возглавлял Комитет танца при Международном институте театра. Сейчас пожилой балетмейстер является почетным президентом этой организации. В конце 80-х маэстро стал президентом Ассоциации хореографов, куда входят знаменитые деятели искусства со всего мира. В 1990-х Григорович возглавил фонд «Русский балет» и программу «Benois de la danse», патронируемую ЮНЕСКО. Организация ежегодно присуждает специальные призы для деятелей театра и балета. На столичном Международном конкурсе танцовщиков Юрий Николаевич является бессменным председателем судейской коллегии. Помимо этого, российского мэтра неоднократно приглашали в жюри болгарских, финских, американских и японских конкурсов танцевального мастерства.
Личная жизнь и последние годы
Личная жизнь Григоровича была тесно связана с балетом. Свою будущую супругу балетмейстер встретил в стенах Большого театра. Танцовщица Наталия Бессмертнова в тот момент репетировала роль главной героини балета «Лейли и Меджнун» вместе со своей коллегой Ниной Сорокиной. Тогда еще начинающая артистка не могла и предположить, что станет избранницей «главного».
Юрий Григорович с Натальей Бессмертновой Свою будущую супругу балетмейстер встретил в стенах Большого театра. Танцовщица Наталия Бессмертнова в тот момент репетировала роль главной героини балета «Лейли и Меджнун» вместе со своей коллегой Ниной Сорокиной. Тогда еще начинающая артистка не могла и предположить, что станет избранницей «главного».
Немногие верили, что их отношения приведет к чему-то серьезному. В основном коллеги делали пессимистичные прогнозы о том, что бурный роман скоро закончится. Однако влюбленные преподнесли окружающим сюрприз, объявив о скорой свадьбе. Счастливая личная жизнь балетмейстера продолжалась до самой смерти любимой супруги.
Наталия Игоревна стала для маэстро не просто женой, но и бессменной музой. Она была занята в театре не меньше супруга, но всегда старалась организовать его быт, чтобы он мог спокойно создавать новые постановки.
В последние годы здоровье мастера ухудшалось. В 2024 году он реже появлялся на публике, но продолжал следить за постановками своих балетов. По информации, близкой к театральным кругам, Григорович скончался 2 января 2025 года от сердечной недостаточности. Его уход стал потрясением для коллег и поклонников, ведь до последнего дня он оставался символом неугасающей страсти к искусству.
Наследие мастера
Юрий Григорович оставил после себя не только десятки спектаклей, но и целую школу хореографии. Он был педагогом, профессором Ленинградской консерватории и заведующим кафедрой хореографии Московской академии хореографии. Его работы экранизированы, а фильмы о его творчестве, такие как «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970) и «Жизнь в танце» (1978), стали частью истории. Григорович возглавлял жюри международных конкурсов и был президентом программы Benois de la Danse, внося вклад в развитие балета по всему миру. #Светлаяпамять
Светлая память и вечный покой новопреставленному Юрию Спасибо огромное Великому балетмейстеру, режиссёру, легендарной личности за его шедевры балетного искусства. Юрий Николаевич, Вы были и остаётесь лучшим! Браво!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 9