Выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин считается одним из величайших исполнителей современности. Музыкант посвятил свою жизнь искусству, несмотря на аномалию физического развития, из-за которой его руки были укорочены.
Иегуди Менухин (барон Менухин) родился в Нью-Йорке 22 апреля 1916 года. Его родители перебрались туда из неспокойной России. Позже, после рождения сына, они переехали в Сан-Франциско. Детей Менухины воспитывали в строгих еврейских традициях, но вместе с тем, они дали им блестящее домашнее образование.
Так, глава семейства Мойше преподавал математику в одной из еврейских школ, а мать Марута обучила детей многим языкам, к тому же, она сама прекрасно играла на виолончели и фортепиано.
Моше Менухин (отец Йегуди Менухина) Поэтому неудивительно, что их дочери Хевсиба и Ялта стали известными пианистками, а Иегуди прославился на весь мир в качестве скрипача. Когда Менухину исполнилось 5 лет, ему на день рождения впервые подарили скрипку. Справиться с подарком поначалу было нелегко: мальчик родился с укороченными руками, смычок не поддавался, скрипка не слушалась, она то смеялась, то плакала над ним, страстно желавшим победить свой физический изъян
Казалось бы, с таким дефектом, когда руки должным образом не достают до инструмента, путь в мир искусства ему был заказан. Но подобно бразильскому футболисту Гарринче, у которого одна нога была короче другой, Иегуди доказал, что в мире нет ничего невозможного. И вскоре музыкальная одарённость, любовь к музыке и сила духа одержали верх над этой особенностью строения его конечностей. С семи лет его музыкальным образованием занимается великолепный музыкант Луис Персингер.
Луис Персингер. Но поистине судьбоносной стала встреча Иегуди Менухина со знаменитым в то время румынским скрипачом и дирижёром Джордже Энеску, которая состоялась в Париже осенью 1926 года. Этот великий музыкант стал для Иегуди не только наставником, но и вторым отцом, и другом. Позднее он сам вспоминал: «…Для меня Энеску навсегда останется тем эталоном, с которым я сравниваю всех остальных. Даже, если пренебречь теми неуловимыми качествами, которые мы выражаем… и покровом таинственности, которая усиливает моё преклонение перед ним, то и в этом случае его совершенство как музыканта остаётся феноменальным…» В семь лет маленький Иегуди играл вместе со взрослыми музыкантами, в одиннадцать — выступал на сцене Карнеги-холл в Нью-Йорке. Ещё через год состоялся концерт Менухина в Берлине, где он исполнил скрипичные концерты Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена и Иоганнеса Брамса.
Иегуди с Бруно Вальтером Бруно Вальтер — немецкий оперный и симфонический дирижёр и пианист, Появление на сцене толстого белокурого мальчика с походкой пингвина вызывало улыбки у публики. «Но подождите, — писал корреспондент берлинской газеты, — вы перестанете смеяться, когда он приложит свой смычок к скрипке, чтобы сыграть скрипичный концерт Баха ми мажор №2». https://yandex.ru/video/preview/2492002460371397973
Сериалы, клипы, фильмы – любые ролики найдутся в Яндексе
Яндекс — поиск по видео
Слушатели аплодировали Менухину в течение 45 минут, в то время как полиция сдерживала толпу на улице. Это была уже мировая слава. Дальше его карьера набирала стремительные обороты. Иегуди гастролировал по всему миру. В Риме ошеломлённая толпа разбила два десятка окон, после того как пыталась пробиться в концертный зал Аугустео… С Иегуди часто выступала его родная сестра Хевсиба, известная пианистка.
В 1938 году в Лондоне Иегуди встретил дочь австралийского землевладельца Нолу Николас и почти сразу сделал ей предложение. В этот же год объявили о желании вступить в брак его сестры Ялта и Хефциба. Карьера музыканта на какое-то то время приостановилась. Молодые много путешествовали, проводили время в Англии, Австралии и Америке. Один за другим родились дочь Замира и сын Кров. Иегуди сам придумывал детям имена.
Вскоре у него появляются двое детей: девочка Замира и сын Кров. Коренной перелом в его жизни произошёл во время Второй мировой войны. Как отец двоих детей, он не подлежал призыву, но глубокая ненависть к фашизму заставляет его по-своему бороться против ненавистного режима: он начинает выступать в военных лагерях союзников. Скрипач выступал для солдат союзных войск и выживших узников концлагерей, дал более 500 концертов.
Менухин играл для раненых в госпиталях во время 2-ой Мировой войны Для поддержки американских военнослужащих сняли музыкальную драму «Солдатский клуб», события в которой сопровождаются выступлениями звезд того времени. В картине Иегуди исполнил Ave Maria Франца Шуберта и «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова. В 1945-м Менухин отправился на гастроли в Москву, став первым зарубежным исполнителем в Советском Союзе после войны, и исполнил двойной концерт Баха вместе с советским скрипачом Давидом Ойстрахом. Двумя годами позже Иегуди выступил в Берлине в знак примирения, став первым евреем, сделавшим это после холокоста.
В 1944-м, во время второго военного визита в Великобританию, Иегуди познакомился с английской балериной Дианой Гулд, с которой в дальнейшем связал личную жизнь.
После развода с Нолой в 1947 году Менухин сразу же женился на Диане, свадьба прошла в Лондоне. Во втором браке родились двое мальчиков: Джерард и Джереми. Третий сын Алексис умер вскоре после рождения. После окончания войны Менухин стал первым еврейским музыкантом, заявившим, что собирается реабилитировать немецкую музыку и немецкий дух. Уже в июле 1945 г. он приехал в Германию, где играл для освобожденных узников концлагерей, перемещенных лиц. https://yandex.ru/video/preview/14095935431741635600
Тогда же он узнал про ситуацию с Фуртвенглером и публично заявил о его полной поддержке, повторив доводы его защитников. Это вызвало большой скандал и самые резкие обвинения в адрес Менухина, сопряженные с угрозами бойкотов и запретов на выступления с известными оркестрами. Но Менухин упорно стоял на своем, подчеркивая, что во всех его беседах с Фуртвенглером тот отзывался о нацизме негативно и добавлял, что «из всех великих дирижеров, с которыми я играл, только Фуртвенглер заставил меня искать в музыке правду». Он категорически заявлял, что будет играть с Фуртвенглером. Однако в силу ограничений, налагаемых на Фуртвенглера в период процесса, только 13 августа 1947 г. они впервые выступили совместно, исполнив в Зальцбурге скрипичный концерт Брамса. После этого в период 1947-1950 гг. Менухин сыграл целый ряд благотворительных концертов в Германии, в т.ч. несколько совместных с Фуртвенглером. Наряду с грандиозным успехом одних концертов, другие сопровождались еврейскими бойкотами и открытыми скандалами, связанными не только с темой Фуртвенглера, но и с препонами американской администрации на посещение концертов немцами (в то время как Менухин заявлял, что «я не признаю рас, только людей»), да и с самим стремлением Менухина к «реабилитации» немецкого духа.
28 сентября 1947 г., Берлин. Йегуди Менухин и Вильгельм Фуртвенглер после исполнения скрипичного концерта Бетховена с Берлинским филармоническим оркестром. Йегуди Менухин вполне усвоил отношение отца к израильской политике, пронеся его через всю жизнь, хотя и не в столь жесткой форме – хотя в 1998 г. он все же сравнил политику Израиля с политикой нацистской Германии. Сейчас бы его назвали в лучшем случае «леваком», а в худшем, как это принято – антисемитом и «самоненавистником». Были предприняты не удавшиеся в итоге попытки бойкотировать концерты Менухина в Центральной и Южной Америке. Однако, как писал Менухин, настоящим экзаменом были не Европа и не Северная с Южной Америки, а Израиль, куда его пригласил друг и израильский импресарио Барух Гилон. Визит был сопряжен с реальной опасностью. Тогдашний лидер правых и будущий премьер-министр Израиля Менахем Бегин, который и сам себя называл «террористом», не говоря уже о мнении своих оппонентов, прислал Гилону записку: «Если предатель Менухин приедет в Израиль, то мы убьем его, как убили в прошлом году Бернадота». Упоминаемый в записке граф Бернадот вошел в историю сложнейшими переговорами с Гиммлером, когда из концлагерей удалось спасти многие десятки тысяч людей, и среди них около 8 тыс. евреев (в 2008 г. в Иерусалиме был поднят вопрос о присуждении Бернадоту, которого теперь называют «шведским Шиндлером», звания Праведника народов мира). В 1948 г. он был назначен посредником ООН в Палестине и предложил два плана урегулирования конфликта – но оба они были резко раскритикованы и отвергнуты как израильским правительством, так и арабами. Бойцы Лехи считали его крайне опасным для Израиля персонажем, и 17 сентября 1948 г. граф был расстрелян из ручного пулемета.
Гилон предупредил Менухина, но тот был непреклонен и телеграфировал: «Именно потому что я играл в Берлине, я собираюсь играть в Израиле. Меня не остановят никакие угрозы. Если есть люди, которые желают слушать меня, я приеду и сыграю». По приезде в Израиль на пресс-конференции Менухин заявил: «Я понимаю, что я мог невольно задеть старые раны и причинить боль. Я глубоко сожалею и прошу прощения у всех, кого ранил, но я не могу отказаться от принципов, которыми живу». На первом концерте зрителей обыскивали, в районе концертного зала запрещено было парковаться, а у входа стояла вооруженная охрана. Но публика приняла Менухина тепло. Торжественный прием ему устроил президент Вейцман. Яше Хейфецу во время гастролей в 1953 г. повезло гораздо меньше
Менухин у Стены Плача в 1978 г., концерт в честь Кэмп-Дэвидского соглашения С тех пор Менухин неоднократно бывал в Израиле. В его книгах и интервью много написано об Израиле, отношении к его политике, о встречах с его крупнейшими политическими деятелями. В мае 1991 г. ему вручили в Иерусалиме одну из престижнейших израильских и мировых премий – премию Вольфа, которую он передал израильским левым правозащитным организациям. За день до этого он ездил по восточному Иерусалиму и поселениям Западного берега, и резко отозвался о действиях «оккупационных сил», которые, «его, еврея, повергли в ужас». В своей речи в Кнессете Менухин вспомнил о своих хасидских предках, отметил огромные достижения Израиля, заявил, что единственный шанс выживания для Израиля – это конфедерация по швейцарской модели с общей столицей в Иерусалиме. После окончания речи половина аудитории горячо аплодировала, половина сохраняла гробовое молчание. Он обменялся рукопожатиями с лидерами государства – «даже Бегину пришлось встать и неохотно протянуть мне руку». В первой половине 50-х Иегуди открыл для себя йогу и позже стал ее популяризатором на Западе.
Музыкант путешествовал по Индии, где познакомился с влиятельным йогом Айенгаром, которого привез в Европу, чтобы тот преподавал. Также Менухин брал уроки у Индиры Деви, открывшей первую студию йоги в Лос-Анджелесе.
В 1953-м журнал Life публиковал фотографии Иегуди в различных позах эзотерической йоги. А на 100-летии Берлинского филармонического оркестра музыкант стоял на голове и дирижировал ногой. Также скрипач был известным филателистом, три десятилетия собирал марки и даже руководил международной организацией Philatelic Music Circle. В 2001-м была учреждена премия Иегуди Менухина за лучшую марку на музыкальную тематику. Иегуди Менухин был не только гениальным скрипачом. Долгие тридцать лет он возглавлял Международную филателистическую организацию. В 1959 году музыкант переехал с семьей в Великобританию, где открыл школу для музыкально одаренных детей. Окончательно принял английское подданство в 1970 году. Сотрудничал с такими музыкантами, как Стефан Грапелли, Рави Шанкаром, Джулианом Ллойдом Уэббером. Удостоен нескольких международных премий и наград, включая Орден почетного Легиона, Медаль Пикассо и Орден Британской Империи. https://yandex.ru/video/preview/669774109361955344
Последние годы жизни провел в гастролях по всему миру, включая Азию, несмотря на профессиональную болезнь. В середине 60-х Менухин получил звание почетного рыцаря Британской империи, спустя 20 лет принял британское гражданство и стал сэром Иегуди, а его супруга — леди Дианой. Позже музыкант стал бароном и занял место в британской палате лордов. Также скрипач получил почетное швейцарское гражданство. История жизни талантливого музыканта не раз была рассказана им самим и запечатлена в искусстве. В 1977-м Менухин опубликовал автобиографию «Неоконченное путешествие», посмертно вышла книга его мемуаров «Странствия». В середине 90-х скрипач рассказал о себе в фильме французского режиссера Бруно Монсенжона «Скрипка века», съемки которого проходили в его доме в Греции. Посвящены жизни музыканта и другие документальные картины, сериалы и телепередачи, в том числе выпуск из цикла «Великие имена» на российском канале «Культура», который показали в январе 2022-го. Музыкант умер 12 марта 1999 года в столице Германии в больнице Мартина Лютера, причиной смерти стали осложнения от бронхита. Могила Менухина расположена на территории основанной им в британском графстве Суррей музыкальной школы. https://yandex.ru/video/preview/12229577124285135856
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1