Внебрачный сын почтового служащего (по другим данным, рантье) Филибера-Жана-Шарля-Огюста Делиба (1783–1847). Его мать – Элизабет-Клеманс Батист (1808–1886), дочь Жана-Матья Батиста (1778–1848), певца «Опера-Комик», сводная сестра Эдуара-Антуана (Антуана-Эдуара) Батиста (1820 – 1871 или 1876), органиста, композитора и профессора Парижской консерватории. Мать Делиба, одарённая музыкантша, стала для своего сына первым преподавателем.
В 1847 г., вскоре после смерти отца, переехал с матерью в Париж. Уроки музыки, которые он начал получать в семье, дали свой результат: в 1848 г. мальчик, обладавший красивым голосом, привлёк внимание одного из хормейстеров и по его приглашению стал певчим парижской церкви Сент-Мадлен (в 1849 участвовал в премьере оперы Дж. Мейербера «Пророк»). Одновременно он поступил в Парижскую консерваторию, поначалу в класс теории музыки, в 1849 г. получил 2-ю, а в 1850 г. – 1-ю премию по сольфеджио, после чего был принят в класс фортепиано Ф. Ле Куппе (1811–1887) и гармонии Ф. Базена (1816–1878). В 1854 г. получил
похвальный лист по гармонии и вскоре поступил в классы композиции А. Адана и органа Ф. Бенуа (1794–1878). В 1856 г., вскоре после кончины Адана, оставил консерваторию, отказавшись от участия в конкурсе на Большую Римскую премию (Girard. 2018. Р. 30).
Одновременно с учением с 1853 г. работал аккомпаниатором в «Театр лирик», по окончании консерватории – органистом в парижских церквах Святого Петра в Шайо, в 1862–1871 гг. – Святых Иоанна и Франциска.
В 1858 г. опубликовал ряд статей в еженедельной газете Le Gaulois под псевдонимом Элуа Дельбе (Eloi Delbès, анаграмма имени композитора: Léo Delibes – Eloi Delbès), однако музыкальная критика не стала для него одним из основных его занятий (в отличие от его учителя – Адана).
В 1864 г. Делиб занял должность второго хормейстера в Парижской опере (первый хормейстер – В. Массе); кроме того, входил в состав комиссии по обучению пению в школах Сен-Дени и Со (О-де-Сен) (Fétis. 1881. Р. 253). В 1871 г. оставил должности театрального хормейстера и церковного органиста, женился на Леонтин-Эстель Денен-Менаж [дочь актрисы «Комеди Франсез», известной как мадемуазель Денен (Полин-Леонтин-Элизабет-Дезире Менаж, 1823–1892)] и сосредоточился на собственном творчестве.
«Он не мог изменить своему призванию, которое непреодолимо влекло его в театр, – писал Э. Гиро, – и чувствовал себя рождённым для того, чтобы делать там нечто большее, чем исполнять на фортепиано чужие партитуры» (Guiraud. 1892. Р. 5–6).
В 1881 г. Л. Делиб был приглашён в Парижскую консерваторию на должность профессора класса композиции (сменил скончавшегося в 1880 Н. А. Ребера). «Он привнёс в порученное ему высшее образование щепетильную совесть, волю к добру, преданность, самоотверженность, которые были характерными признаками состояния его ума и сердца» (Guiraud. 1892. Р. 10).
В конце 1884 г. избран членом Института Франции (занял место скончавшегося В. Массе).
Кавалер (1877), офицер (1889) ордена Почётного легиона.
Творчество
Основу творчества Л. Делиба составляют музыкально-театральные произведения. Некоторые авторы (прежде всего современники) усматривали в этом выборе невольное влияние его учителя – Адана: «Надо сказать, что у Лео Делиба в качестве преподавателя в консерватории был маэстро Адан и что его призвание, как и его образование, казалось, предопределили ему кратковременные, но быстрые успехи в лёгкой музыке» (E. L. 1891. P 39).
Первыми сочинениями Л. Делиба, создание которых относится к середине 1850-х гг., стали оперетты. Этот жанр привлекал композитора на протяжении следующих полутора десятилетий, большинство его оперетт ставились на сцене театра «Буфф-Паризьен».
Среди них (везде, где не указано другое, имеется в виду постановка в «Буфф-Паризьен»): «На два су угольков» («Deux sous de charbon», либреттист Ж. Муано, 1856, театр «Фоли-Нувель»), «Две старые сиделки» («Deux vieilles gardes», либреттисты Ф. де Вильнёв и А.-И. Лемонье, 1856), «Шесть девиц на выданье» («Six demoiselles à marier», либреттисты Э. Жем и Ж.-А. Шолерr, 1856), «Яичница а ля Фоллембуш» [«L’omelette à la Follembuche», либреттисты Э. Лабиш и Марк-Мишель (М.-А.-А. Мишель), 1859], «Месье де Бонн-Этуаль» (либреттист Ф. Жиль, 1860), «Музыканты оркестра» (либреттист А. Бурдуа, 1861), «Традиция» [либреттист Дервиль (Л. Денуайер), 1864, пролог в стихах к открытию сезона в «Буфф-Паризьен»], «Пернатый змей» [«Le serpent à plumes», либреттисты Ф. Жиль и Кам (А.-Ш.-А., виконт де Ноэ), 1864], «Бык Апис» (либреттисты Ф. Жиль и
Э. Фурпиль, 1865), «Шотландец из Шату» («L’écossais de Chatou», либреттисты Ф. Жиль и А. Жем, 1869), «Двор короля Пето» («La cour du roi Pétaud», либреттисты Жиль и Жем, 1869, театр «Варьете»).
Критики, высказывавшие свои суждения относительно этих сочинений, как правило, отзывались о них невысоко.
Один из них писал: «Я охотно сравнил бы Лео Делиба – Лео Делиба "Пернатого змея" – с теми маленькими поэтами восемнадцатого века, иногда легкомысленными, несдержанными и неуместными, но всегда такими изысканными и обладающими таким тонким вкусом в то самое время, когда воображение и каприз влекут их к границам хорошего вкуса» (E. L. 1891. Р. 39).
Несмотря на большое количество оперетт, настоящую известность композитору при его жизни принесли оперы, сочинявшиеся в 1870–1880-х гг.: именно в это время он, отказавшись от места хормейстера Парижской оперы, сосредоточился на создании более масштабных сочинений, поставленных в парижской «Опера-Комик».
Опера «Король сказал» («Le roi l’a dit», либреттист Э. Гондине, 1873) – один из ярких примеров французской опера-комик 2-й половины 19 в.; отличается особым изяществом мелодики, колоритностью характеристик и тонкостью сценических ситуаций. «Жан де Нивель» («Jean de Nivelle», либреттисты Э. Гондине и Ф. Жиль, 1880), хотя и написана в жанре опера-комик, несёт на себе отпечаток влияния творчества Дж. Мейербера и типичного для него жанра большой оперы.
После успеха «Лакме», Лео Делиб создал ряд других важных музыкальных произведений, таких как «Сильвия», «Коппелия» и «Леонора». Он стал одним из самых востребованных композиторов своего времени.
https://yandex.ru/video/preview/8772238032842358394
Комментарии 1