Об отце иннормизма.
Константин Александрович Сюнненберг (писал под псевдонимом "Эрберг" )– известный философ, теоретик искусства. Ученик Льва Шестова, философ "иннормизма", поэт символистской школы.
К. Эрберг был заметной фигурой в истории культуры Серебряного века.
По окончании курса калужской классической гимназии и училища правоведения слушал лекции на историко-филологическом факультете московского университета.
Увлечение гуманитарными науками концентрируется в занятиях философией, в частности же психологией творчества и эстетикой. В 1895г. предпринимаются поездки в Голландию, Италию и Париж с целью изучения западноевропейского искусства преимущественно с точки зрения психологии творчества.
Свою задачу К.Эрберг видел в том, чтобы "продумать великую проблему творчества ".
Константин Эрберг был проповедником философии иннормизма -- свободу от насилия, свободу в своем хотении желать чего бы то ни было.
Это и есть настоящая свобода, которую невозможно уложить в какие-либо рамки.
Под свободой К. Эрберг подразумевал свободу от власти норм как природных, так и метафизических.
Поэзию К. Эрберга отличают некоторые особенности стиля.
Он использовал метафоры и эпитетов для создания ярких образов.
Например, "бесстыдных слов касаясь нежно" демонстрирует контраст между нежностью и грубостью, подчёркивая сложность взаимодействия с красотой.
Применял архитектурные образы. Образы "розовых колонн" и "храм придорожный" создаёт ассоциации с чем-то возвышенным и священным, что в контексте стихотворения противопоставляется следам толпы — символу обыденности и поспешности.
Цветовая палитра в стихотворении формируют настроение, показывая, как красота может угасать, однако всё равно оставаться в этом мире.
Поэт проявлял глубокую чувствительность к теме и создавал проникающее настроение, которое приглашает читателя на размышление.
Гудит огонь, шипят дрова,
И вьются искры в дымке,
И непонятные слова
Вновь шепчут невидимки.
– Хоть чёрен дым, хоть душен дым,
Мы в дымных вихрях всё ж летим,
Летим, летим к планетам.
Мы так бледны, едва видны,
Мы здесь на смерть обречены,
Но там - мы будем светом!
Погас огонь. Конец мечте.
Лёг траур сажи тонкой.
Кто это плачет в темноте?
Кто двигает заслонкой?
***
Ты, дней былых свободный пламень!
Ты грел, ты жег, ты цвел, ты жил.
Теперь ты косно-спящий камень, ―
Угрюмый пленник чуждых сил.
Огонь не жжет окаменевший,
Не греет каменный костер,
Не полыхает охладевший,
Застывший пламенный узор.
Но ты мне мил, мой камень желтый,
Мне твой знаком угрюмый сон,
В душе моей себе нашел ты
Ответный зов, ответный стон.
Твоя судьба, она близка мне:
И я был пламень, но потух,
И вот, коснея в теле-камне,
Томится огненный мой дух.
О, как взывающие немы,
Бесцветны, блеклы и серы!
Мы, ― пленники Природы, ― все мы
Окаменевшие костры.
***
На теле розовых колонн
Следы толпы, идущей мимо.
Храм придорожный осквернен,
Но красота неосквернима.
Закат далекий потускнел,
Но розовеет мрамор стройный,
Неся красу воздушных тел
Всю в ранах фразы непристойной.
Люблю и в зле свою мечту.
Уродство в мире неизбежно, ―
И я целую Красоту,
Бесстыдных слов касаясь нежно.
К.Эрберг.
Комментарии 1
.В 1905 г. Добужинский написал портрет Эрберга на
фоне окна, за которым открывается петербургский
пейзаж; этот портрет, известный под названием
«Человек в очках», стал одним из наиболее
значительных произведений М.В. Добужинского
(хранится в Третьяковской галерее)...Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. В картине изображен поэт и художественный критик К.А.Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст.Эрберг. Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Человек как экспонат в витрине на фоне фантастического города- Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю свой лик - смесь многоэтажного урбанизма и провинциальных задворок.М.В. Добужинский вспоминал об Эрберге: ...ЕщёТаня,спасибо за новое имя . Конст.Эрберг.
.В 1905 г. Добужинский написал портрет Эрберга на
фоне окна, за которым открывается петербургский
пейзаж; этот портрет, известный под названием
«Человек в очках», стал одним из наиболее
значительных произведений М.В. Добужинского
(хранится в Третьяковской галерее)...Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. В картине изображен поэт и художественный критик К.А.Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст.Эрберг. Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Человек как экспонат в витрине на фоне фантастического города- Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю свой лик - смесь многоэтажного урбанизма и провинциальных задворок.М.В. Добужинский вспоминал об Эрберге:
«Он был на редкость образованный человек и
настоящий «европеец». В нем было
привлекательно какое-то внутреннее изящество
и аристократизм, по внешности же он мог
казаться «сухарем» и «человеком в футляре».
Он был весь как бы «застегнутый», даже его
очки с голубоватыми стеклами были точно его
«щитом», и когда он их снимал, представлялся
совсем другим человеком.
С ним всегда было интересно беседовать, обоих
нас интересовала современная поэзия, он сам
писал стихи... Арестовывался (вместе с Блоком и другими) в феврале 1919 года.
Погиб в блокаду Ленинграда.