«ИЗ ПОРОДЫ ЛЕБЕДЕЙ»
Во Франции в период непродолжительного обучения в Сорбонне Елизавета Дмитриева познакомилась с Николаем Гумилевым. Кстати, Гумилев в тот момент был всерьез увлечен Аней Горенко, ставшей впоследствии знаменитой Анной Ахматовой. Но это не помешало ему воспылать чувствами к Елизавете. Вот что писал сам поэт:
Не смущаясь и не кроясь, я смотрю в глаза людей,
Я нашёл себе подругу из породы лебедей.
Гумилев звал Дмитриеву замуж. Та отказывалась. Но отношения продолжались. Летом 1909 года они отправились в Коктебель, где жили в доме поэта и художника Максимилиана Волошина, с которым Гумилев был хорошо знаком. И здесь события приняли неожиданный оборот. Вот что писала впоследствии сама Елизавета: «В Коктебеле все изменилось. Началось то, в чем больше всего виновата я перед Гумилевым. Судьбе было угодно свести нас всех троих вместе, его, меня и М.А. (Волошина) – потому что самая большая моя в жизни любовь, самая недосягаемая – это был М.А. То, что девочке казалось чудом, совершилось. Я узнала, что М.А. любит меня, любит уже давно; к нему я рванулась вся, от него я не скрывала ничего. Он мне грустно сказал: «Выбирай сама. Но если ты уйдешь к Гумилеву, я буду тебя презирать…»
Николай Гумилев уехал из Коктебеля один.
ЧЕРУБИНА ДЕ ГАБРИАК
Между тем Волошин предложил Лизе организовать литературную мистификацию. Дело в том, что Дмитриева регулярно предлагала свои стихи редакциям и регулярно получала отказы. Волошин посоветовал девушке, которая прослушала в Петербургском университете курс лекций по испанской литературе, выступить от имени несуществующей поэтессы – 18-летней испанки Черубины де Габриак. По легенде, молодая поэтесса, воспитывавшаяся в иезуитском колледже, вырвалась на волю и хочет испытать чувство любви.
Мистификация удалась. Дмитриева засылала по почте рукописи от имени Черубины, общаясь с сотрудниками журналов по телефону. В богемной среде возник ажиотаж, стихи Габриак печатались и бурно обсуждались. Но, как говорится, сколь веревочке ни виться… Обман раскрылся. Что произошло дальше, не очень понятно: мемуаристы рассказывают по-разному. Скорее всего, обиженный Гумилев публично сказал что-то нехорошее о Дмитриевой. Причем это касалось не только мистификации, но и вообще личности Черубины де Габриак. Богемные сплетники смаковали его слова, придумывая попутно новые слухи.
Комментарии 1
В 1904 году с золотой медалью закончила Василеостровскую гимназию, в 1908 году — Императорский женский педагогический институт по двум специальностям: средневековая история и французская средневековая литература. Одновременно слушала лекции в Петербургском университете по испанской литературе и старофранцузскому языку, после чего училась в Сорбонне, где познакомилась с Гумилёвым.По возвращении в Петербург преподавала русскую словесность в Петровской женской гимназии, печатала в теософских журналах переводы из испанской поэзии (Святая Тереза и др.), посещала вечера на «башне» Вячеслава Иванова, где завязалась её близкая дружба с Волошиным.В 1911 году она вышла замуж за инженера-мелиоратора Всеволода Васильева и приняла его фамилию. После замуж...ЕщёЧерубина де Габриак (1887-1928), в миру Елизавета Ивановна Дмитриева, родилась в Петербурге, в небогатой дворянской семье. У матери были украинские корни, у отца - шведские. Сложное детство: смерть отца и сестры, частые болезни и в итоге хромота.
В 1904 году с золотой медалью закончила Василеостровскую гимназию, в 1908 году — Императорский женский педагогический институт по двум специальностям: средневековая история и французская средневековая литература. Одновременно слушала лекции в Петербургском университете по испанской литературе и старофранцузскому языку, после чего училась в Сорбонне, где познакомилась с Гумилёвым.По возвращении в Петербург преподавала русскую словесность в Петровской женской гимназии, печатала в теософских журналах переводы из испанской поэзии (Святая Тереза и др.), посещала вечера на «башне» Вячеслава Иванова, где завязалась её близкая дружба с Волошиным.В 1911 году она вышла замуж за инженера-мелиоратора Всеволода Васильева и приняла его фамилию. После замужества уехала с ним в Туркестан, много путешествовала, в том числе по Германии, Швейцарии, Финляндии, Грузии, — в основном по делам «Антропософского общества». Антропософия стала главным её занятием на все последующие годы и, видимо, источником нового вдохновения.
В апреле 1927 года, в разгар компании Советской власти против антропософов Васильеву арестовывают по статье 58 параграф 11: «активная борьба с рабочим классом при царском правительстве и при белых». Все книги, бумаги и письма пропали при обыске, её произведения больше не публиковались и не переиздавались. В июне Васильеву выслали этапом на Урал, а к августу она добралась до Ташкента, где работал ее муж. Она и там продолжала писать стихи и вести антропософский кружок.Елизавета Ивановна создает цикл стихов «Домик под грушевым деревом». Для этих стихов, которые стали ее последними, она избрала авторское «я» не менее поразительное, чем псевдоним ее первых стихов: цикл написан от лица вымышленного ссыльного китайского поэта Ли Сян Цзы. Так путь ее поэтического творчества начался и закончился слиянием в искусстве автора и мифа, само-мифотворчеством: Черубина де Габриак и Ли Сян Цзы.
Умерла в Ташкенте в 1928 году, в 41 год от рака печени. Бог миловал, не дожила до 1937го.
***
В очаге под грудой пепла
Пляшут огоньки…
Ты от горьких слез ослепла,
Дыма и тоски.
За окном холодной кухни
Плачет серый лес…
Пламя синее, не тухни!
Близок час чудес!
Старой феи, доброй крестной,
Вечна ворожба —
Разгадается несносной
Жизни злой судьба.
В замке снова блещут залы, —
Принц вернется вновь!
Губы — красные кораллы,
А в глазах — любовь.
Этой ночью — все надежды
Ты сожги дотла!
Утром — рваные одежды,
В очаге — зола…
Вместо белых коней — мыши,
Мокрый, серый лес…
Но сейчас — не надо, тише!
Близок час чудес!