Мы уже рассказывали вам, как Эсфирь Шуб перемонтировала официальную хронику Российской империи, полностью изменив изначальный посыл и смысловое содержание.
Другой легендарный документалист и создатель основ монтажа Дзига Вертов действовал совершенно иначе.
Вертов полностью отрицал игровое кино. По его мнению кинематограф мог быть построен только на беспристрастной фиксации подлинных событий, и только умелый монтаж являлся основой его художественного метода.
«Кино-глаз», пожалуй самый известный фильм Вертова дал название и методу режиссера.
Фильм, получивший премию на Международной выставке в Париже, должен был стать по замыслу автора первой в мире картиной, снятой без участия актеров, костюмеров и гримеров, без студийных павильонов и декораций.
К докладной записке режиссера в Госкино прилагались два списка.
Первый назывался «Вместо актеров» и включал оператора, почтальона, сотрудника уголовного розыска, медиков, пожарных и велосипедиста.
В списке «Вместо ателье» перечислялись объекты, на которых планировалась съемка: пионерский лагерь, хлебопекарня, спортивная площадка, пароход, кладбище и так далее.
Первая часть «Кино-глаза», задуманного как шестисерийный фильм, называлась «Жизнь врасплох», и это название вполне раскрывает концепцию Вертова.
Была ли эта документалистика беспристрастной?
Решайте сами:
В фильме «Три песни о Ленине» Дзига Вертов поставил задачу показать, как женщины Средней Азии избавляются от паранджи. Борьба с этой традицией была одним из приоритетов советской власти в рамках общесоюзной антирелигиозной кампании.
Как это снято?
На первых кадрах - женщины из Узбекистана, там паранджа использовалась в наиболее радикальном варианте, с головы до ног. Дальше - женщины из Туркмении, которые всегда закрывали платком только нижнюю часть лица. «Освобожденными женщинами» стали женщины Казахстана. Они всегда ходили с открытым лицом.
Подписывайтесь на наш канал
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев