Пожалуй, самой известной богородской игрушкой можно назвать композицию «Кузнецы»: мужик и медведь по очереди бьют молотом по наковальне. Деревянные двигающиеся игрушки родом из поселка Богородское, что находится в Сергиево-Посадском районе, за триста лет своего существования превратились во всемирно известный народный промысел. Некоторые экземпляры этих игрушек являются экспонатами музеев, получали золотые медали на всемирных выставках в Нью-Йорке, Париже, Брюсселе. Во время политических и социальных потрясений разных лет промыслу пришлось нелегко, однако, деревянные игрушки и скульптура радуют глаз и по сей день.
Кто сделал первую богородскую игрушку, неизвестно, на этот счет существует целый ворох разных легенд. То ли девушка-мать, отчаявшись сделать своим детям надежную куклу из соломы или ткани, вырезала ее из липы, то ли глухонемой мещанин… Все истории схожи в том, что кукла из липы была продана купцу, который сделал большой заказ на игрушки, не справляясь с которым мастер набрал учеников из посадских детей.
Промысел, сложившийся к концу XVIII века, представлял собой типичное крестьянское производство.
Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Перед изготовлением игрушки липа должна сохнуть два года! Щепки от дерева используют для производства подставок для игрушек. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Поверхность готовых фигурок на Руси зачищали наждачной бумагой. Далее игрушки от отделываются резьбой, которые ритмично ложится на поверхность и украшает изделия.
По традиции некоторой части игрушки делали подвижными. Одни игрушки крепились на подставках-тумбочках, а внутрь вставлялась пружина – она и приводила фигурку в действие. Другие игрушки изготавливались на планках-разводах, такие как: стадо, конница, солдаты. Встречаются игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом – груз раскачивается, тянет за собой нитку, а она приводит в действие части фигурок.
Поначалу «моду» на Богородские игрушки диктовал Сергиев Посад: богородцы делали игрушки «в белье» (неокрашенное дерево) на заказ и по моделям Сергиевских игрушечников, а в посаде их расписывали и продавали. Именно отсюда возникла единая систему образов и сюжетов, а с середины XIX века промысел полностью переместился из Сергиева Посада в Богородское. Здесь возникло «игрушечное царство», где сотни людей занимались деревянной резьбой: сильным резчикам-мужикам помогали все их семьи. Изделия изготовлялись с осени и до весны - в перерывы между сельскохозяйственными работами возникли шедевры народного искусства.
К концу XIX века продукция богородских кустарей стала проигрывать дешевым заграничным товарам машинного производства, однако их поддержку обеспечили Московское губернское земство (1890—1900). Возникло целое движение, возрождающее в угасающем народном искусстве национальную основу, в котором участвуют меценат С.Т. Морозов, художник и музейщик Н.Д. Бартрам. В 1913 году в Богородском организовали артель, открыли учебно-показательную мастерскую и земскую школу.
В советский период, особенно в 1920-1940-х годах, этот промысел зачастую использовался в пропагандистских целях, утрачивая свою историческую идентичность. В 1960-е годы производство игрушки ставится на поток - вместо творчества на первый план выходит выполнение количественных нормативов.
Постсоветский период стал кризисным для промысла - спрос упал, производство богородской игрушки оказось нерентабельным. Сегодня количество богородских резчиков по дереву свелось к минимуму, но Богородская фабрика художественной резьбы продолжает работать.
Фабрика художественной резьбы в селе Богородское доступна для посещения, равно как и Музей Богородского Промысла. В селе действует Богородский филиал Высшей школы Народных Искусств, где обучаются будущие мастера.
Богородская фабрика проводит фестивали, мастер-классы, стремясь привлечь в Богородское новых туристов. Можно заказать игрушку или экскурсию, остановиться в гостинице или пообедать в ресторане.
Но из-за большого количества плагиата и подделок этот народный промысел на грани уничтожения. Купить богородскую игрушку можно лишь в месте производства, и она очень ждет истинных ценителей народного искусства.
С сайтов:
http://livingheritage.ru/brand/mosk ... http://www.rusvelikaia.ru/articles/3 ...
На выставке #моя_на_родная представлено несколько Богородских игрушек на движение советского и современного производства, известные многим советским детям: это и курочки, клюющие зернышки, и кузнецы, и бычок с досточкой - тот самый, который идет и качается (на видео). Кстати, все знают стихотворение Агнии Барто про этого бычка, но мало кто проводит аллегорию и понимает, что оно почти 100 лет назад было посвящено именно этой Богородский игрушке.
Современные игрушки с движением (дергачи) очень разнообразны: к стучащим молотками или бьющим в барабаны медведям, добавились медведи, печатающие на клавиатуре компьютера.
Конечно, вырезанная вручную игрушка сейчас стоит не дешево и скорее относится уже к произведению декоративно-прикладного искусства.
Но можно найти и более дешевый ее аналог для игры - как пример на последнем фото - тоже изготовленный в Богородском. Эти игрушки в интерактивной зоне Кащея и с ними можно поиграть при помещении выставки. Ждет посетителей и загадка о Богородский игрушке, отгадав которую можно получить презент на память о посещении этой выставки.
А про легенду, как появилась на свет Богородская игрушка, как всегда на выставке расскажет советская книжка.
Автор А. П. Тимофеевский, художники А. Бабаева, В. Дедуник: - Москва, издательство «Малыш», 1987 г.
Вы можете найти все ее сканы в альбоме группы музея ВК по ссылке https://vk.com/album-212568099_309108492

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев