СЛАЙД 1. Начнётся наш урок с самой первой «картинки» под названием «Гном».
К сожалению, этот рисунок В. А. Гартмана не сохранился, но известно, что это был эскиз ёлочной игрушки, изображавший щипцы для раскалывания орехов в виде карлика на кривых ножках. В музыке М. П. Мусоргского ёлочная фигурка оживает. В начале вы услышите, как гном словно перебегает с места на место и вдруг замирает, прячась от кого-то.
Здесь композитор снова использовал трёхчастную форму и в средней части мы начинаем лучше чувствовать это существо. Вы услышите напряжённое раскачивание низких нот, словно гном задумался о чём-то или просто сделал передышку. Но появление изломанных мелодических фраз говорит о том, что он всё время пугается, ожидая какой-то опасности.
Гном так и не нашёл покоя. Прислушайтесь к ярко звучащей нисходящей мелодии, выражающей всё отчаяние и боль маленького человечка. Это кульминация, то есть самый эмоциональный момент произведения.
Завершается пьеса возвращением темы первой части, но в конце мелодия словно «улетает» в быстром движении мелких нот, унося и наше впечатление от такой картинки.
https://vkvideo.ru/video-4604811_456240510Напомню, что в цикле есть ещё одна сказочная героиня - Баба Яга. В конце пьесы «Избушка на курьих ножках» композитор поставил слово attacca. «Атака» переводится с итальянского языка, как «нападать». Указание «attacca» в нотах обозначает быстрый переход к следующим разделу произведения или части цикла».
Так автор создает ярчайший контраст – от зловещего образа Бабы Яги к праздничному финалу под названием «Богатырские ворота».
Нет комментариев