Мы проговорили несколько вариантов, как он может начаться. Конечно, прежде он так не начинался, но сегодня надо все равно как-то направить незнающих, неведающих людей, пришедших зрителей вроде нас с вами, дать им толчок… И видели, как это непросто: тут можно сюда «провалиться», здесь можно уйти в отрепетированность выстроенную, а тут потерять что-то… И поняли, что да – многое потеряли. Но… поднимаемся и идем дальше. На уровне замыслов, фантазии попытались проговорить некоторые моменты. И самое важное сейчас – еще раз собраться, прямо по крупицам восстановить детали – что они ели во время праздника, какие действия еще там происходили. Иногда кажется, что столько раз уже все проговорено. Но обязательно еще что-то появится, что-то выплывет.
– Мы, наверное, уже развращены сценариями, репетициями, некой театрализованностью, и деревенские праздники, как тот же Гербер, например, часто превращаются в некое шоу… Но ведь и раньше жители тоже готовились к этому празднику и наверняка репетировали?
– Да, у них обязательно была репетиция. Но не в современном понимании, конечно! А как таковая подготовка – стопроцентно была. Они даже духом собирались… И материально готовились, безусловно.
Для меня этот первый опыт будет очень сильным поиском. И его надо выстраивать так, чтобы этот поиск был. Да, вроде бы праздник задуман так, чтобы мы не работали во время него, но… все равно работать нужно. И чтобы студенты, участники ансамбля «Важнин ключ», не только пели, но и находили время беседовать с местными жителями, ходили с включенным диктофоном, записывали их воспоминания… Потому что на праздник соберутся не только свои, но и те, кто уехал из деревни, и выходцы из нее. В такой ситуации встречи все эмоционально обостряется и переполняется, и точно вспомнится что-то еще, что мы еще не узнали, не проговорили.
– То есть для кого-то это будет праздник-экспедиция?
– Наверное, да. И не только для нас, режиссеров и этнографов, но и для самих жителей, если они хотят восстановить праздник и проводить его максимально близко к утерянному. А как провести – уже осталось только в воспоминаниях…
Нет комментариев