В октябре 1864 года в Донских землях на Юге Российской империи, на казачьем хуторе, затерянном в степи в полутора десятках вёрст от станицы Мигулинской, казаки строили усадьбу. Работа привычная для строителей копать глубокий погреб. Вдруг лопата одного из казаков наткнулась на что-то твёрдое. Из земли показался округлый глиняный сосуд. Когда казаки достали из земли большую тяжёлую корчагу, они высыпали находки на траву и увидели, множество древних золотых ценностей.
В древнем кладе были массивные золотые серьги, сверкающие бляхи с загадочными хищниками и птицами, серебряные чаши с позолотой, кольца и подвески. Украшения, предметы утвари и фрагменты оружия — всё золото явно древнее. Хуторяне, нашедшие клад решили разделить найденные сокровища на части, унести домой, а затем поспешили сбыть золотые изделия кому попало. Золотые изделия они продали ювелирам, а серебро — просто на вес, как лом. Через несколько дней большая часть клада исчезла.
Так началась история Мигулинского клада — одной из самых драматичных находок на Дону. Хутор, где нашли клад, точно не зафиксирован. Одни источники называют Попов, другие Грязновский. Но известно, что он находился всего в 14 верстах от Мигулинской, в сердце Верхнедонского района. Казаки, копавшие погреб, обнаружили клад на глубине около двух аршин, то есть чуть больше полутора метров. Сосуд, предположительно, макитра или корчага, был доверху наполнен артефактами из золота, серебра и стекла.
Это был именно клад, а не захоронение, так как костей не нашли. Скорее всего, это тайник. Кто-то, возможно, вождь, военачальник или богатый кочевой торговец, спрятал свои сокровища в момент опасности, спасаясь от врагов во время бегства. Вернуться за спрятанными сокровищами он не смог.
История могла бы стать открытием века, но стала трагедией. Бесценные предметы, принадлежавшие, возможно, половецкой аристократии, в первые дни были безвозвратно утеряны. Украшения распиливали, плавили, продавали скупщикам. И всё же часть сокровищ удалось спасти. Новость о находке древнего клада дошла до Харитона Ивановича Попова, войскового старшины, знатока и собирателя древностей Донского края. Понимая ценность находки, он скупал у хуторян всё, что ещё можно было достать: украшения, обломки, отдельные бляхи. Иногда выменивал, иногда уговаривал отдать. Благодаря его усилиям часть клада оказалась в Новочеркасске, а позже в Эрмитаже.
Именно Харитон Попов сделал возможным то, что сегодня мы хотя бы частично знаем, как выглядел Мигулинский клад — I век до н.э. Донская обл., Усть-Медведицкий район, станица Мигулинская. Сохранившаяся часть позволяет представить, насколько богат был владелец этого тайника. Удалось сохранить золотой венок с подвесками — утончённое украшение, достойное знатной женщины или даже царицы. Золотой браслет с орнаментом, напоминающим мотивы Великой степи. Осколки серебряного сосуда возможно, привезённого из эллинистического мира.
Наконец, предмет, ставший визитной карточкой Мигулинского клада — шарообразная золотая чаша-киаф, украшенная розовыми кораллами и бирюзой ручкой в виде фантастического зверя — возможно, стилизованного барса или гепарда, почитаемого в скифо-сарматских мифологиях. (Собрание А.С. Уварова).
Киаф (лат. Kyathos — черпак) — сосуд похожий на современную чашку, с одной большой ручкой. Киаф использовали для зачерпывания вина или воды. Объём киафа равен 0,045 литра.
Скифская культура – это самобытная культура огромного мира земледельческих, кочевых и полукочевых племен, живших в I тысячелетии до н. э. в Северном Причерноморье, на Балканах, во Фракии, на Кубани, на Алтае и в Южной Сибири, то есть на огромнейшей территории, простирающейся от Дуная до Великой Китайской стены.
Скифская культура, на Юге и Юго-Западе соседствует с эллинской и с культурой Малой Азии, на Западе скифская культура соприкасается с культурой кельтских племен, а на Востоке — с культурой Средней Азии и Китая.
«Скифский мир» слишком велик и он не помещается в узкие рамки национальных, местечковых интересов многочисленных народов Кавказа, Передней Азии, Казахстана или Алтая.
Особенность скифского искусства выражена в «зверином стиле» I тысячелетия до н. э., характерном для всего скифского мира, что ещё раз доказывает его единство на огромной территории.
На шейке сосуда некогда были эмалевые гнёзда, но сама эмаль не сохранилась. И всё же именно этот предмет стал настоящим ключом к разгадке клада. На золотой чаше выгравирована надпись на древнегреческом: «Ксебанока. Тарулас делал. Золота 48.»
Исследователи полагают, что Ксебанока, это имя сарматской владелицы сосуда, а Тарулас — мастер. Возможно, он был вольноотпущенником или греческим ювелиром, работавшим по заказу степной знати.
«Золота 48» — вероятно, указание на вес сосуда в древней системе мер.
Таким образом, был открыт редчайший артефакт, заказное изделие, изготовленное на стыке варварского и античного мира. Имена владельца и автора изделия, вероятно, сарматские, похожи на сарматские надписи Боспора римской эпохи, что свидетельствует о его местном происхождении.
Сегодня находки разделены между двумя главными музеями России: Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге хранит золотые украшения и серебряные фрагменты. А Государственный исторический музей в Москве - обладатель той самой золотой чаши с загадочной надписью.
#Кладоискатели #Нумизматы #Коллекционеры #Копатели #Хобби #Монеты #Хабар #Камрад #Старина #Урочище #Серебро #Клад #Поселуха #Селище #Распашка #Хутор #Поле #Лес #Деревня #Скифы #Закладуха #Кошель #заброшка #Артефакт #Мигулинский_клад
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев