Страница 10. Автохозяйство.
В 1958 году в Досатуй было переведено из Борзи Автохозяйство. Оно находилось недалеко от железной дороги, от него пошло строительство улиц Ленина и Советской. Парк АТХ насчитывал около 120 грузовых автомобилей марок ЗИС-5, ЗИС-150, ЗИС -151, Урал -ЗИС-355, ГАЗ -51, бензовозов. Водители перевозили грузы по всей Читинской области, в частности, свинцовый концентрат из Клички, Кадаи, Благодатного рудника, продовольственные и промышленные товары, горючее топливо. Осенью парк подключался к уборке урожая в хозяйствах района.
Первым директором АТХ был Дмитрий Андреевич Ушаков. На базе автохозяйства постоянно функционировали автошкола, в которой занятия по автоделу вели преподаватели из Борзи и Читы (Аксенов и Конради).
Первые работники: Балагуров Юлий Парфентьевич, Чипизубов Сергей Михайлович, Шнырев Иван Александрович, Черепанов Михаил, Михалев Иван Дмитриевич, Миронов Андрей, Стрельников Иван Прокопьевич, Мартовы, Баранов Григорий, Коренев Иван Васильевич, Шарифуллин Гайнула Ямолдинович, Лелеков Парамон Савельевич, Калашников Виктор Григорьевич, Налетов Иван Владимирович- перевезли свои дома из Этыки и других населенных пунктов, построили их в две улицы – Шоферскую и Набережную. Первый дом на этой улице отстроили Чипизубовы. Паздникова Валентина Ивановна, приехавшая со своим мужем Паздниковым Вениамином Ивановичем в ноябре 1959 года, проживающая сейчас в Краснокаменске со своей дочерью Надеждой, вспоминает, что одними из первых из Канска приехали Аксеновы (сын у нее Карев), они первыми добыли воду из-под земли насосом, а Ченские сами построили дом себе.
Досатуй рос быстро. В каждой организации были строители, возводившие дома для своих работников. «Автохозяйство» начало строить дома, улица получила название улицы Ленина, где поселились работники со своими семьями: Паздников Вениамин, Литвинцев Макар, Шульгин Виктор, Павлов Юрий, Ванников Александр, Ярославцев Зиновий, Ляндин Виктор, Макушев Федот Николаевич, трудившийся с 1959г. столяром более 10 лет до ухода на пенсию, Колотурин Сергей Иванович, проработавший с 1960г. в течение 15 лет, до избрания его на пост председателя сельсовета. Гаськов Арсентий Ксенофонтович в 1960-62г работал электромонтером, Середкин Иван Ильич – мотористом. Люди в Досатуй ехали отовсюду: с Шары и Шаракана, Гурбанджи и Шахтамы. Среди вновь поселившихся оказались и люди, которые пережили фашистскую оккупацию во время войны. Долгое время, с 1959 по 1978г., жил в поселке и работал в Автохозяйстве Павлов Юрий Дмитриевич, пятилетним ребенком переживший нашествие фашистов под Псковом.
В 60-ых годах некоторое время руководил автохозяйством Сущих, а затем Ванников Леонид Семенович (с 1969 года?). Среди первых водителей можно назвать Бронникова Ивана, Горшкова Александра, Каширихина Владимира Михайловича, Старцева Ивана, Литвинцева Макара, Сухарева Евгения Михайловича, Грицких Владимира, Тюкавкина Андрея, Паздникова Вениамина Ивановича, Павлова Юрия Дмитриевича, Куликова Павла Прокопьевича, Авдеева Гавриила Михайловича, Верхотурова Виктора. Диспетчерами работали Коренев Михаил Лаврентьевич и Ушакова Ксения Гавриловна, они выписывали путевки и отправляли шофёров в рейсы. Механиком был Карев Анатолий Георгиевич.
Чуть позднее пришли на работу в АХТ три брата Головко - Павел Павлович, Геннадий Павлович и Сергей Павлович, Козлов Александр, Хамин Анатолий Иннокентьевич, Смолянский Николай, Максимов Виктор, Лесников Александр, Чебанов Валерий Максимович, Швецов Владимир Борисович, Колотурин Владимир, Михайлов Сергей. Коренев Николай Яковлевич в 1962г. переехал с семьей в Досатуй, выучился на шофера, работал в Автохозяйстве. В 1967г. ушел в Вагонное депо слесарем по ремонту вагонов, назначен осмотрщиком вагонов. В 1969г. вновь вернулся в Автохозяйство водителем, проработав до реорганизации. «Ветеран труда». Присвоено звание «Отличник автомобильных перевозок сельскохозяйственных продуктов урожая 1972г», награжден грамотами за высокие трудовые успехи, за успехи в соцсоревновании, в честь Дня работников автомобильного транспорта. Лучшими водителями АТХ многие годы были Фартусов Владимир Петрович, Мироманов В.Я., Овчинников Петр, Пятков Василий, Черепанов Михаил, Эпов И., Муратов В.К., Стрельников И.П. был награжден за ударный труд орденом «Знак Почета». На должности механика трудились Зябликов Виктор Владимирович, Вологдин Александр, Романов Николай.
Ванникова Л.С. сменил на должности руководителя Шугаев Николай Данилович, механиком в это время работал Баранов Николай, после отъезда Шугаева занявший пост начальника.
После ухода геолого-разведочной партии в автохозяйстве появилась «новая база» - гаражи на территории партии. Водители делились на бригады: бензовозчики, самосвальщики, «бортовики», как называли сами себя водители, автобусники.
Третье поколение молодых водителей заступило на смену в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов. Среди них Михалев Василий Иванович, Авдеев Анатолий Гавриилович, Лапердин Виктор Юрьевич, Сидякин Валерий Александрович, Горшковы Александр и Василий, Пановы Александр Михайлович и Владимир Михайлович, Голобоков Михаил Михайлович, Ревин Сергей Анатольевич, Марковы Герасим Петрович и Николай Петрович, Аксенов Сергей Иванович, Дитских Василий, Любин Сергей. Они работали до ликвидации предприятия в 1986 году.
Кроме водителей на предприятии было много слесарей, которые занимались обслуживанием техники: Баранов Григорий (клеил камеры), Леонтьев Филарет Прокопьевич – чинил карбюраторы, Головко Сергей – клепал колодки, Голобоков Юрий, сварщиком работал Паршин Сергей Николаевич. С 1980 по 1986г. работала токарем Фомина Тамара Степановна, точила на станках разные детали, вместе с ней трудился Балагуров Александр, диспетчером – Авдеева Галина Власьевна, табельщиком – Козырева Клавдия Александровна. Длительное время занималась медицинским сопровождением работников Автохозяйства Фатеева Эмилия Степановна.
Жизнь устроена так, что человек стареет и, к сожалению, уходит из нее. Память о нем постепенно предается забвению. Но ведь этот человек когда-то ходил по этой земле, трудился, вносил некую лепту в общее дело. В школе до сих пор мы учим историю Древнего мира, Средних веков, а историю своего села, зачастую, не знаем. Не знаем людей, которые строили дороги, линии электропередач, школы, детские сады…
Уверены, что Летопись Досатуя, которую мы создаем все вместе по крупицам, поможет нам лучше понять свои истоки и глубже прочувствовать свои корни.
Комментарии 22