1919 год.
В доме — ни еды, ни дров, ни красок. Художница писала углем на картоне и пыталась продать эти работы. В 1924 году ей предложили поехать во Францию — оформить декоративную панораму. Это был единственный шанс.
В России остались дети Зинаиды, два мальчика и две девочки: Женя (16 лет), Саша (15 лет), Тата (10 лет) и Катя (9 лет). Вскоре с помощью Александра Бенуа во Францию прибыл Саша. Он приехал к матери 16-летним мальчиком и сразу же стал работать, чтобы оказать поддержку семье. Помогая своему дяде, Александру Бенуа, он делал иллюстрации для книг и журналов, рисовал открытки и карты Парижа для туристов.
А в 1928 году одна из заказчиц Зинаиды Евгеньевны, узнав, что у художницы остались дети в России, предложила ей помощь. Так удалось привезти в Париж Катю. В поезде она ехала одна, без сопровождения, хоть и была ещё несовершеннолетней. В Париже 15-летней девочке пришлось взять на себя всё хозяйство: готовку, покупки, уборку.
Дочь Татьяна и сын Евгений остались в СССР. Семья оказалась разделенной на долгие, долгие годы. Со своей любимой матерью Зинаида больше не увиделась. Двух своих детей увидела только после 36 лет разлуки.
Какой жизненный путь ждал ее детей?
Младшая дочь, Катя, пошла по стопам матери: стала художницей, училась в парижской Школе изящных искусств, много работала как иллюстратор и портретист. В ее живописи чувствуется то же, что и в работах матери: тепло, женственность, наблюдательность, свет.
⠀
Сын Саша — стал художником театра и кино.
Дочь Таня, оставшаяся в СССР, пережила тяжелые годы. Оставшись почти девочкой одна после смерти бабушки, пережив тяжелую нужду, ссылку первого мужа, смерть ребенка, она не отчаялась, не опустила руки. Она стала театральным художником, оформляла спектакли в Харькове, Москве и Ленинграде.
Евгений, старший сын, стал архитектором.
Иван Николаев, сын Татьяны Серебряковой и художника Валентина Николаева, тоже становится художником. Широко известны его монументальные работы, среди которых росписи плафона ресторана «Националь», оформление станций метро «Боровицкая», «Отрадное». Он — Заслуженный художник России и отец четверых детей.
Все его дети — Анастасия, Елизавета, Матвей (в монашеском постриге Иннокентий) и Татьяна Николаевы — тоже художники. Иван Николаев — дед одиннадцати внуков и двух правнучек. Старшие внуки: Василий — архитектор, и Варвара — иконописец.
⠀
Семья Серебряковой — редкий пример династии, в которой творческая энергия не растворилась со временем, а наоборот, усилилась, сохранив уважение к корням и при этом позволяя каждому идти своим путем.
⠀
И ведь не могло быть иначе у людей такого творческого происхождения, согласны?
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев