Другой памятник путейцам — защитникам Ленинграда — восьмиметровая стела, открытая на станции Предпортовая. На центральном ее фрагменте — надпись: «Железнодорожникам, героически защищавшим Ленинград. 1941-1945», а на боковых сегментах — рельефные изображения работников железной дороги, выполняющих различные служебные задачи. На здании вокзала в Великих Луках установлена мемориальная доска начальнику станции Зотику Марковичу Богданову-Черкасову, человеку-легенде, который во время войны был начальником станции Великие Луки. В его ответственности было обеспечение продвижения воинских эшелонов к линии фронта, пропуск санитарных поездов и эвакуационных составов из западных областей в тыл страны. С приближением линии фронта встала задача по формированию составов и эвакуации мирного населения, городских промышленных предприятий. Из паровозных бригад локомотивных депо Великие Луки, Новосокольники и Ржев в декабре 1941 года была сформирована колонна паровозов особого резерва Наркомата путей сообщения, перевозившая военные грузы на Сталинградском, Курском, Минском и Киевском направлениях.
На стенде музея истории локомотивного депо Великие Луки — фотографии и награды машиниста-инструктора колонны Александра Бабочкина, сопровождавшего Сталина на Потсдамскую конференцию, машиниста Павла Кононова, который вез из Сталинграда в Москву пленного генерала Паулюса. Кстати, на территории станции Великие Луки был взят в плен начальник немецкого гарнизона города подполковник фон Засс. Мемориальная доска на стене локомотивного депо Великие Луки рассказывает о действовавшей во время оккупации фашистами города подпольной организации, которой руководил машинист Николай Николаев.
МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
В Москве, на Комсомольской площади, которую называют еще и площадью Трех вокзалов, стоит памятник железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. На низком гранитном цоколе — машинист, женщина — монтер пути, начальник дороги, стрелочница и дорожный мастер. Они шагнули к нам из героического прошлого, из семейных альбомов, из фронтовой кинохроники. В годы военного лихолетья они трудились, иной раз под вражескими пулями, не жалея себя, а теперь встали здесь на вечное дежурство вокруг бронзового бронепоезда и паровоза, объединенные единой целью — «Все для фронта, все для Победы!» Этот памятник установлен чуть меньше пяти лет назад, а кажется, что он был здесь всегда: настолько точно выбрано для него место на самой железнодорожной площади страны, рядом с которой вырос первый московский вокзал, появилось локомотивное депо. Об этом напоминает сегодня установленный в центре площади обелиск выдающемуся русскому инженеру-путейцу, первому российскому министру путей сообщения Павлу Мельникову, продолжателем дела которого стали железнодорожники — герои Великой Отечественной.
Нет комментариев