Практически на протяжении всей истории Рима солдаты получали какую-то награду по окончанию службы — преторианцы — через 16 лет, обычные легионеры — через 20 (а позже и все 25).
В начале на старость лет ветеранам не давали ни золота, ни серебра — просто землю. Причем не в центре Италии, а где-нибудь на задворках империи, в духе: «На, держи участок возле болот, охраняй и колонизируй заодно границу». Вроде и подарок, а вроде и подстава. Поэтому ветераны, конечно, хоть и были благодарны Риму, но не от всего сердца.
В 6 году н.э. Октавиан Август реформировал эту систему и выплаты стали денежными. Теперь каждый легионер при увольнении получал 12 000 сестерциев, а также бронзовую табличку в подтверждение почетного увольнения и римского гражданства (если ранее его не было).
12 000 сестерциев — это не шуточки. Столько обычный солдат собирал бы лет за 12. А тут — оп, и сразу: можно было купить средний дом, пару рабынь, и, в целом, жить не тужить, если доживешь, конечно — по ооочень приблизительным оценкам, до конца срока доживал лишь каждый второй солдат империи. Такая вот рулетка.
На запуск этой акции щедрости Август выложил из своего кармана 170 миллионов сестерциев. А чтобы не обнищать, ввел налоги: 5% с наследства и 1% с аукционов. Богачи бесились, плевались, но — платили.
На фото панели из штаба римского форта Виндоланда в Британии. На их верхней поверхности — углубления от рук легионеров, получавших здесь жалование через решетку у клерков штаба.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев