СЕКТА ЦАРЕБОЖНИКОВ. ЕЩЕ РАЗ О ЕРЕТИЧЕСКОМ КУЛЬТЕ СОВРЕМЕННЫХ МОНАРХИСТОВ
Царебожие (учение о царе-искупителе) – религиозное течение в православном сообществе об особой священной роли убитого царя Николая II, сакральном значении его смерти и необходимости всенародного покаяния. Сторонники царебожия утверждают, что Николай II является царём — искупителем греха неверности своего народа. У учения есть и эсхатологическая сторона – особая роль России, русского народа и русского царя-искупителя как «царя-победителя» в грядущих судьбах мира. Учение и царе-исакупителе имеет явные признаки ереси, сектантства внутри церкви или даже раскола. Распространители идей царебожия являются ультраконсервативными русскими националистами и монархистами. Обобщающего наименования апологеты не используют, с др. стороны, противники прямо именуют это явление царебожием или цареискупительной ересью.
История учения о царе-искупителе:
идеи о царе-искупителе зародились в среде русской эмиграции. Как пишет историк Андрей Кострюков, в 1920—1930-х годах политические и общественные организации Русского зарубежья активно требовали от руководства РПЦЗ официальной канонизации царской семьи. Встречались в монархической прессе и высказывания о смерти императора как об искупительной жертве. В частности, о жертве говорится в т.н. «Пророчестве Авеля» (опубликованном в Харбине в 1931 г. тексте весьма сомнительного происхождения), где царь прямо назван искупителем, принявшим по измене народа терновый венец, и уподоблен непорочному агнцу;
в послевоенные десятилетия Русская зарубежная церковь постоянно указывала, что убийство царской семьи лежит тяжким грузом не только на тех, кто осуществил это злодеяние, но и на всём русском народе, который предал императора и допустил его расстрел. Первоиерарх Русской зарубежной церкви митрополит Анастасий (Грибановский) в проповеди в храме-памятнике в Брюсселе в 1949 г. сказал: «Убийство оставленного всеми беззащитного русского монарха вместе с супругою и юными детьми будет всегда стоять тяжёлым укором пред совестью всего мира. Настанет время, когда человечество поймёт, наконец, что наши царственные страстотерпцы и все, кто последовал по их пути, будучи умерщвлены за свидетельство Правды Божией, принесли себя в жертву очищения за грехи всего современного мира, погрязшего во лжи и неправде»;
22 декабря 1956 г. Архиерейский собор РПЦЗ принял решение объявить 4/17 июня днём всеобщего поста и покаяния. После панихиды в этот день предписывалось читать особую покаянную молитву, которая рассылалась по приходам;
Архиерейский собор 1967 г. постановил во всех богослужебных поминовениях именовать императора «убиенным Царём-мучеником». При этом в послании члены Архиерейского Собора говорили, что «полстолетия чувствуем вину нашего народа, всего в целом»;
с конца 1990-х гг., ежегодно, в дни, приуроченные к годовщинам рождения «царя-мученика Николая» некоторыми представителями клира (в частности, архимандритом Петром (Кучером)), в Тайнинском (Московская область), у памятника Николаю II работы скульптора Вячеслава Клыкова, совершается особый «Чин покаяния в грехах русского народа». Само место, с. Тайнинское, считается особо подходящим для этого «чина», т.к. в 1613 г. через это село проходил путь Михаила Романова в Москву, здесь располагался путевой дворец. Всё это, по мнению организаторов, придает совершенно особый, уникальный, сакральный смысл этому месту как месту покаяния в нарушении клятвы 1613 г., и поэтому «чин» проводится именно там;
проведение «Чина покаяния» («мытищинского чина») было осуждено в 2007 г. священноначалием РПЦ МП патриархом Алексия II. Патриарх отметил, что священнослужители действуют без благословения или даже вопреки воле священноначалия, и указал на несомненную душевредность «чина»;
священник Пётр Андриевский полагает, что первой письменной апологетикой учения может являться публикация Михаила Назарова и члена Синодальной богословской комиссии протоиерея Максима Козлова в «Православном обозрении „Радонеж“» (2000, № 9 и 10);
известны публикации Вадима Кузнецова. Активной проповедью царебожия занимается исполнительница песен Жанна Бичевская. Жанна Бичевская (в роли ведущей) и Вадим Кузнецов были активными участниками передач «От сердца к сердцу» радиостанции «Голос России», где систематически проповедовали о царе-искупителе. Прочитанный Вадимом Кузнецовым цикл радиолекций был озаглавлен «O Христоподобном подвиге Святого Царя Николая». Песня Жанны Бичевской «Царь Николай» содержит последовательное изложение идей о клятве 1613 г., особой роли монархии перед грядущим вторым пришествием Иисуса Христа, клятвопреступлении народа, искуплении России царём и отступничестве современного клира;
как активные проповедники идей царебожия - извергнутый из священного сана бывший епископ Диомид (Дзюбан), архимандрит Петр (Кучер), епископ Питирим (Волочков) и др.;
последователей данного учения (но сдержанно, в качестве духовной историко-патриотической идеи, без отклонения от общеустановленных канонов Православной церкви в остальной части контента православной тематики) поддерживает портал «Москва — Третий Рим». В одной из публикаций на этом сайте опубликовано изречение, приписываемое царебожниками Николаю II и фактически служащее основой их учения: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России. Пусть этой жертвой буду я — да свершится Воля Божия»;
в ноябре 2008 г. на Украине епископ Ипполит (Хилько) покаялся перед собранием епископов УПЦ (МП) в том, что видеоматериалы и книги, распространяемые по его благословению, содержали пропаганду «чина всенародного покаяния», учения об искупительном характере смерти царя Николая II, поддержку идеи канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина, проповедь недоверия к церковной иерархии, клевету в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), нагнетание паники и страха в связи с персональной идентификацией граждан и новыми документами, пропаганду ошибочной эсхатологии, чем СПБУ и союзные ему организации «безответственно побуждают чад Церкви к сектантству и асоциальному поведению»;
в России бывший схиигумен Сергий (Романов) много лет известен как лидер и идеолог секты царебожников и строитель монастырей на месте расстрела царской семьи и её приближённых. Он имеет мирское имя Николай Романов, являясь тёзкой и однофамильцем царя Николая II, и отчество Васильевич от греч. «царский». Также он много лет в СМИ был известен как «духовник Натальи Поклонской», которая являлась активной участницей сообщества царебожников;
вклад в популяризацию Сергия и царебожников вносит православный активист и режиссёр-документалист Сергий Алиев. Он снял несколько документальных фильмов о Сергии, отношении царебожников к фильму «Матильда», о царской семье и др.;
в 2007 г. в секту царебожников (по данным «Российской газеты») входило примерно 1 млн. человек. В настоящее время численность сторонников этой секты существенно увеличилась, и ее идеи разделяют российские политики и депутаты Государственной Думы, а также многие священники и их паства»;
часть последователей царебожия объединены в малочисленную неканоническую «Царскую православную церковь» (ЦПЦ), возникшую в 2008 г. на основе «Братства царя-искупителя», возглавляемого Вадимом Кузнецовым. «Святейший правительственный синод» ЦПЦ возглавляет под именем епископа Алексия бывший протоиерей Русской православной церкви Александр Иванников, изверженный из сана в 2010 г.
Основы вероучения царебожников:
сторонники идеи «царя-искупителя» придают большое значение соборной клятве, принесённой на Земском соборе 1613 г. при призвании на царство Михаила Романова. Они полагают, что русский «народ-богоносец» принёс нерушимую перед Богом присягу дому Романовых и монархическому строю и свержение самодержавия и казнь Николая II в 1918 г. есть ужасная измена клятве и страшный, погибельный для России и русского народа «соборный грех», который требует особого всенародного покаяния, как если бы народ отверг самого Христа;
смерть невиновного в измене царя уподобляется крестной смерти Христа (а сам царь — Христу), и полагается, что сам царь своей кровью искупил свой неверный народ от «соборного греха» и его тяжёлых последствий;
бедствия в XX в. и современное состояние России воспринимаются как кара Божия ныне живущим за отступничество предшествующих поколений от царя, династии и монархии. Такое отступничество фактически приравнивается к богоотступничеству и непростительной хуле на Святого Духа. Монархическое и имперское прошлое страны при этом идеализируются;
многие царебожники называют Николая II и его семью царственными мучениками. Однако семья Романовых не является мучениками. Николай II и его семья канонизированы в 2000 году Русской Православной Церковью как страстотерпцы. Статус мученика дается тем лицам, кто пострадал за религиозные убеждения. Николая II убили по политическим мотивам, а не по религиозным. Страстоте́рпцы — лик святости ; святые, принявшие мученическую кончину от злодеев не как от гонителей христианства, по ненавистничеству ко Христу, но в силу иных мотивов, в силу их злобы и коварства. В Русской православной церкви канонизировано 14 страстотерпцев, 7 из которых члены царской семьи;
существуют сочинённые сторонниками тексты молитв и служебные тексты (тропари, кондаки, акафисты), в которых к Николаю II обращаются как к «искупителю греха измены русского народа», «непорочному агнцу», «альфа и омега»;
может употребляться особый символ веры с упоминанием веры в самодержавие;
прославления царя как святого считается совершенно необходимым, а прославление именно как страстотерпца полагается явно недостаточным. При этом отсутствие поддержки, а тем более противодействие со стороны современного духовенства и властей могут рассматриваться как верные признаки отпадения клира и мирян от подлинного (в понимании адептов) православия, происки сатаны на погибель русских или влияние мирового заговора;
уподобление царя Николая IIХристу распространяется и на сами обстоятельства его отречения и расстрела, так, станция Дно уподобляется Гефсимании, а подвал дома Ипатьева — Голгофе. Подобно Христу, царь Николай IIв конце мира проявит себя как «царь-победитель»;
в особо радикальных случаях ночь с 16 на 17 июля ежегодно толкуется как «царская Пасха», и перед ней устанавливается период добровольного строгого поста; такой точки зрения придерживаются последователи иеросхимонаха Рафаила (Берестова) и некоторые апологетические ресурсы, напр., портал «Москва — Третий Рим»;
вера в высоконравственность и праведность Николая II;
ультраконсервативные царебожники отказываются принимать паспорта и ИНН;
царебожники верят, что в России обязательно будет еще один православный царь из рода Романовых. Некоторые ждут любого царя, главное, чтобы он назывался царем и был православным.
Покаяние царю-искупителю. Яндекс-картинки.
Отношение Православной Церкви к царебожию: недопустимо и кощунственно полагать искупителем грехов людей кого-то, кроме Христа. Иерей Даниил Сысоев, суммируя полемику, утверждал: «Это кощунственное учение о «царе-искупителе» в корне противоречит Новому Завету и учению Вселенской Церкви, на V Вселенском Соборе осудившей ересь Оригена, говорившего о возможности повторного Искупления (хотя этот еретик и не зашёл так далеко, как современные монархисты, ибо он приписывал второе распятие не человеку, а самому Господу Иисусу). Отметим, кстати, что понятие «царь-искупитель» полностью противоречит учению о «не искупленном русским народом грехе цареубийства». Учение о «царе-искупителе» является не просто хлыстовской ересью, но и откровенной хулой на Господа нашего Иисуса Христа — Единственного Искупителя рода человеческого, в том числе и русского народа». Данное учение подпадает под анафематствование недели Православия, осуждающее тех, кто не признает кровь Христову единственным средством оправдания».
Учение царебожников искажает роль Христа в искуплении грешников, содержит много черт оккультного характера.
Даниил Сысоев полагал, что корни учения — в хлыстовстве, так как именно у хлыстов наблюдается приписывание лидерам свойств, присущих только Христу. Даниил Сысоев утверждает, что есть прямая связь учения с послереволюционными сектами хлыстов-николаевцев, считавших царя Николая II воплощением Бога Отца.
В учении царебожников существует очевидная логическая нестыковка: учение утверждает, что совершенно конкретный «соборный грех» искуплён царём, и в то же самое время этот же самый грех в полной мере тяготеет над народом и требует неотложного покаяния в нём.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 15
Работа на раскол общества на лицо...
Андрей Шигин
Боже царя хранил,
Но пресытился этим действом,
И царь стал богу немил
Вместе со всем семейством.
Бог почесал свой нимб
И как-то раз на рассвете
Решил: «Да и хрен бы с ним!
Мало ль царей на свете?»
Царь взывал к небесам:
«Да минует меня сия чаша!»
А в ответ: «Разбирайся сам
В тобой же заваренной каше!»
Вот и пролита царская кровь
Под роковым созвездием…
Ведь, бог – не только любовь,
Бог – ещё и возмездие.