Монастырские тюрьмы – это были - жуткие застенки, куда ссылали пожизненно до XX века включительно. Они представляли собой каменные мешки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Обычно людей, которых замуровывали могли провести там до 50 лет, окованные по рукам и ногам и прикованные цепью к стене. Такого человека можно было вычеркнуть из списка живых.
Однако, кроме каменных склепов были ещё жуткие земляные или подземные тюрьмы, которые представляли собой вырытые в земле ямы глубиной два метра, обложенные кирпичом и покрытые сверху дощатым настилом, на который насыпали землю. В крышке прорубали дыру и закрывали ее дверкой, запиравшейся на замок после того, как туда опускали узника или пищу.
Дверь расшивали в тех редких случаях, когда нужно было вытащить умершего заключенного, и вновь забивали, когда несчастного сажали туда, перед этим заковав его в «железо».
Часто заключённые подвергались нападению крыс, давать узникам что-либо для защиты, например, палку строго воспрещалось. В такой земляной тюрьме и оказались Феодосия Морозова и её сестра, Евдокия Урусова, где им суждено было умереть медленной смертью. Евдокия не выдержала и умерла через несколько дней, попросив сестру отслужить по ней отходную.
ФЕОДОСИЯ ПРОЖИЛА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ.
В удушливую яму не проникал ни один луч света, поэтому Феодосия не знала, когда день, а когда ночь. Её томили голодом – когда давали пять-шесть сухариков, то не давали воды, а когда воду опускали, то не было сухарей. Охране под страхом смерти было запрещено бросать в яму что-либо съедобное. «Аще кто дерзнет чрез повеление..., такового главною казнью казнить».
Выжить в таких условиях было немыслимо, тем более с искалеченным от пыток телом, поэтому Феодосия медленно уходила из жизни, туда, в вечность, где ждали её муж и сын. Иногда в забытьи перед ней вставали картины её прошлой богатой жизни.
УДАЧНОЕ ЗАМУЖЕСТВО
Феодосия родилась в мае 1632 года в Москве. Её отец Прокопий Фёдорович Соковнин занимал видные должности при государях, сначала при Михаиле Фёдоровиче, затем при Алексее Михайловиче. В 1650 году царь пожаловал его придворным чином и должностью окольничего – второго (после боярина) думного чина. В семье у Прокопия подрастало четверо детей - два сына от первого брака Фёдор и Алексей и две дочери от второго – Феодосия и Евдокия. Соковнины находились в родстве с видными боярскими родами.
Когда Феодосии исполнилось 16 лет, отец нашёл для неё наизнатнейшего жениха – боярина Глеба Морозова. Правда жених был втрое старше невесты, но по знатности ему не было равных. Брат Глеба Морозова – Борис был «дядькой» - воспитателем царевича Алексея с 5-летнего возраста, а потом даже породнился с царской семьёй. Борис Морозов и царь Алексей Михайлович женились на сестрах – Анне и Марии Милославских.
Глеб Морозов к 50 годам овдовел, детей у него не было, а Феодосия ему приглянулась, от её красоты аж дух захватывало.
Прокопий Соковнин от свалившегося на него счастья ног под собой не чуял, понимая, что теперь через Морозова обеспечит будущее и другим детям, да и самому ему повышение перепадёт. Шутка ли, они ведь теперь косвенные родственники царской семьи.
Сватовство Глеба Морозова стало событием для всей Москвы. Жених в шубе из дорогого меха ехал в позолоченной карете, которую, позванивая колокольчиками, везли 12 породистых лошадей, его сопровождало более сотни слуг. Улицы были настолько забиты народом, что не протолкнуться.
Шикарную свадьбу гуляли в подмосковном имении Морозовых Зюзино, где Глеб Морозов отделал для молодой жены дворец по последней западной моде. Это была первая в России роскошная усадьба
Феодосия долго не могла поверить свалившемуся на неё счастью. Муж её боготворил, исполняя любое желание, задаривал подарками, а она подарила ему сына Ивана. Её счастливая жизнь продлилась 13 лет. В 1662 году скончался Борис Иванович, оставив всё своё состояние Глебу Ивановичу, и вслед за ним ушёл из жизни и Глеб Иванович, оставив всё состояние 12-летнему сыну, но распоряжалась всем 30-летняя богатая молодая вдова.
ВЕРХОВАЯ БОЯРЫНЯ
В том же году она потеряла отца, однако царь Алексей Михайлович окружил её по-родственному заботой, назначив верховой боярыней и своей приближённой, а царица Мария Ильинична была её задушевной подругой.
Феодосия была самой богатой боярыней и по свидетельству историка: "Палаты боярыни Морозовой были первыми в Москве, ее любили и уважали при царском дворе, и сам царь Алексей Михайлович отличал ее перед другими боярынями. Она именовалась "кравчей царской державы".
По воспоминаниям современников: «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».
ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА
А в Москве тем временем было неспокойно, началась церковная реформа патриарха Никона 1653-55 годов. Вводилось церковное богослужение по византийскому образцу, исправлялись богослужебные книги, менялись обряды. Было введено троеперстие, хотя до тех пор верующие совершали крестное знамение двумя перстами, ввели поясные поклоны вместо земных, и крестный ход стали совершать «противосолонь» (против солнца).
🌀 Изъятие богослужебных книг. Фото из открытого доступа
Повсеместно пылали костры, на которых предавались огню старые богослужебные книги и даже иконы. Народ пришёл к выводу, что наступил конец света.
Феодосия была против таких церковных перемен и методов, которыми они проводились, это было грубое попирание веры. Отношения с Никоном у неё не сложились, она не пожелала следовать новым церковным правилам.
СБЛИЖЕНИЕ СО СТАРООБРЯДЦАМИ
Феодосия, наоборот, сблизилась с противниками Никона, которых стали называть раскольниками. Их духовным вождём был протопоп Аввакум. После знакомства с ним Феодосия стала его духовной дочерью, вскоре к ней присоединилась её младшая сестра Евдокия.
Когда Аввакума сослали в Сибирь, Феодосия возглавила оппозицию никоновским реформам, в её доме собирались единомышленники Аввакума, сама Феодосия тайно приняла постриг с именем Феодора и не посещала больше светские и церковные мероприятия.
Алексею Михайловичу всё это не нравилось, сам он перестал с ней общаться, но подсылал к ней для разговора родственников. Наказывать её он не спешил, слишком высокое у неё было положение, да и царица за неё заступалась.
Но в 1669 году царица Мария Ильинична умерла в возрасте 44 лет от родильной горячки спустя пять дней после родов дочери Евдокии, которая тоже умерла через два дня.
Феодосия горевала по своей подруге, новая избранница царя Наталья Нарышкина пришлась ей не по душе, поэтому на царскую свадьбу 1 февраля 1671 года не пошла, сославшись на болезнь. Это было недопустимо по царскому этикету, всё-таки Феодосия была верховой боярыней. Этого царь ей не простил.
ОПАЛА
Он решил приструнить строптивую боярыню, припомнив ей дружбу с протопопом Аввакумом, осуждение реформ Никона, связь с раскольниками. Архимандриту Чудова монастыря Иоакиму было велено арестовать Феодосию и доставить на допрос.
Пришедшие к ней в дом Иоаким и думный дьяк Иларион застали её демонстративно лежащую в постели, она даже не встала, чтобы встретить их. Иоаким объявил приказ об аресте и для достоверности попросил Феодосию перекреститься. Она демонстративно перекрестилась двумя перстами, то же сделала и её сестра Евдокия, жившая в это время с ней.
Архимандрит был к этому готов и предъявил ей приказ об изгнании её из собственного дома. Она отказалась, но её вынесли насильно, погрузили вместе с сестрой в сани и повезли на допрос в Кремль.
Там их заковали в кандалы и бросили в холодный подвал, где они провели несколько дней.
Допрос вёл митрополит Павел Крутицкий, который надеялся, что холодный подвал приведёт Евдокию в чувство, она проявит покорность, откажется от своих взглядов и будет прощена.
Однако Феодосия держалась твёрдо, отказалась от причастия, крестилась двуперстием и называла царёвых людей еретиками. Евдокия во всём следовала своей сестре. Тогда их заковали в железные ошейники с цепями и решили развести по разным монастырям.
Толпы народа собрались посмотреть на Феодосию, когда её везли в монастырь, а она, звеня цепью, часто крестилась двумя перстами. Этот эпизод запечатлел на картине «Боярыня Морозова» художник Василий Суриков.
🌀 «Боярыня Морозова». художник Василий Суриков. Фото из открытого доступа.
Внезапно, через полгода после заточения Феодосии, умер её юный сын Иван, якобы заболел, слёг и больше не встал.
Когда Феодосии сообщили о смерти сына, горе затмило её собственные невзгоды, но она догадалась, что сын умер не без государева участия и все богатство Морозовых теперь отошло в царскую казну.
Масла в огонь подливали священники, постоянно напоминая ей, что это наказание постигло её за отступничество от веры, что ей нужно покаяться и принять новую веру. Но окаменевшая от горя Феодосия стояла на своём, отказалась от миропомазания и тогда было принято решение подвергнуть её новым пыткам.
Москва гудела, сочувствуя Феодосии и Евдокии, народ ещё больше укреплялся в старой вере, и тогда царь и патриарх решили во что бы то ни стало сломить узниц под пытками и заставить принять новую веру.
Ночью их привезли на Ямской двор, где была комната пыток. Выглядела она устрашающе с жаровней и развешенными по стенам орудиями пыток. Их уже ждали палачи в кожаных фартуках.
Сначала женщин по очереди вздёрнули на дыбу (перекладина на потолке) предварительно связав руки за спиной, потом была пытка огнём и плетьми.
Они выносили всё без криков, только Феодосия бросила упрёк жестоким мучителям: «Это ли христианство, чтобы так человека мучить?»
🌀 Василий Перов Пытка боярыни Морозовой. Фото из открытого доступа
Ничего не добившись пытками, вероотступниц решили предать огню, но это пресекла сестра царя Ирина Михайловна.
Сестёр решили отправить в Боровский монастырь, неподалёку от Москвы. Там их, закованных в цепи, посадили в земляную яму. Первые несколько дней не кормили, потом стали поочерёдно бросать то несколько сухариков, то опускать воду. Евдокия умерла через несколько дней, Феодосия прожила после её смерти несколько месяцев.
Феодосия Морозова скончалась 12 ноября 1675 года, ей было 43 года. dzen.ru/a/Z50P9k1f ...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 41
Полагаю, однако, что читатель согласится со мной, что даже у самого сильного, волевого человека, которому поставят такой диагноз, реакция будет тревожная. Любая раковая опасность - опасность роковая и в большинстве случаев воспринимается больным, как предвестник близкой и мучительной смерти. Поэтому не будем судить о личных переживаниях Александра Солженицына по этому поводу. Тем более, что ни, как говорил сам Солженицын, «сверхмощные» облучения, ни сама болезнь, не повлияли на его детородную способность.
Несмотря на благополучный исход, изворотливый, патологически лживый «гулаговед» и здесь, вместо хвалы советской медицине, более полувека тому назад совершившей чудо полного излечения от рака заключённого, отбывающего уголовное наказание, не удержался от хулы в адрес всех поколений медиков, имевших дело с тюремно-лагерным контин...ЕщёНесмотря на то что лечение сохраняет жизнь, последствия его тяжелы. Удаление яичка, с последующим облучением, ставит под вопрос шансы на продолжение потомства.
Полагаю, однако, что читатель согласится со мной, что даже у самого сильного, волевого человека, которому поставят такой диагноз, реакция будет тревожная. Любая раковая опасность - опасность роковая и в большинстве случаев воспринимается больным, как предвестник близкой и мучительной смерти. Поэтому не будем судить о личных переживаниях Александра Солженицына по этому поводу. Тем более, что ни, как говорил сам Солженицын, «сверхмощные» облучения, ни сама болезнь, не повлияли на его детородную способность.
Несмотря на благополучный исход, изворотливый, патологически лживый «гулаговед» и здесь, вместо хвалы советской медицине, более полувека тому назад совершившей чудо полного излечения от рака заключённого, отбывающего уголовное наказание, не удержался от хулы в адрес всех поколений медиков, имевших дело с тюремно-лагерным контингентом людей.
Во-первых, вылеченный от рака автор «Ракового корпуса» стал приписывать лагерному медперсоналу действия, обратные результату лечения. Он обвинял их в том, что умышленной передозировкой облучения они проявляли своё кредо: "Какая разница, от чего умрёт зэк, от рака или от рентгена". ...».
Но вот не умер, поди ж ты.
И здесь не рвутся гранаты, не грохочут орудия… Достаточно мне закрыть глаза, и в ушах - их рев в вышине над нашими головами, их протяжный свист, затем отзвуки разрывов. А как нежно посвистывают мины! А как сотрясают все вокруг минометы, которые мы прозвали "доктор Геббельс"! Я вспомнил сырую слякоть под Вордмитом, где меня арестовали и где наши бредут сейчас, утопая в грязи и снегу, чтобы отрезать немцам выход из котла. Черт с вами, не хотите, чтоб я воевал, - не надо»
– злорадно плюнув в сторону тех, кто на фронте, вещал дезертировавший «новый гений русской литературы».
Вопрос: так что же вам, бесчестный лжец и клеветник*, не нравилось
Предлагаю памятники Солженицыну ставить в роскошных квартирах его немногочисленных поклонников.
Примечание.
* Так его назвал Герой Советского Союза, маршал В.И. Чуйков: «От имени живых и погибших в бою сталинградцев, от имени их отцов и матерей, жен и детей я обвиняю вас, А. Солженицын, как бесчестного лжеца и клеветника на героев-сталинградцев, на нашу армию и наш народ ...». Солженицын не извинился. Поэтому прозвище справедливо и по сей день
И не кресту должны мы гимны петь.
Мы, именем Христа должны поклясться.
Что будем верными и до "Конца" терпеть.
Христос не красил куличи и яйца.
На Праздник "Песхи" Он учил Народ,
Служить Отцу Его и праведным являться.
Пред Ясными Очами,не взирая на господ.
А что творят вельможи в церкви вашей.
Одетые в шелка,в позолочённый шмот.
Попы во исступлении кадилом машут.
И их приветствует обманутый Народ.
Христос не мил был фарисейской власти.
Не разъезжал с кортежем по Москве.
НЕВИННОГО хотели разорвать на части
И Он,пред Пасхой,был в печали и тоске.
Но,знают Христиане, смерть не властна.
Над теми, кому вера ЖИЗНЬ дала.
Исчезнут церкви, мзда и золотые купола,
И в Новом Мире жизнь будет прекрасна.
Декрет от 23 января 1918 года
Об отделении церкви от государства и школы от церкви
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка...ЕщёСовет Народных Комиссаров РСФСР
Декрет от 23 января 1918 года
Об отделении церкви от государства и школы от церкви
1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.
Подписали: Председатель
Совета Народных Комиссаров
Ульянов (Ленин)
Народные Комиссары:
Подвойский,
Алгасов,
Трутовский,
Шлихтер,
Прошьян,
Менжинский,
Шляпников,
Петровский.
Управляющий делами
Совета Народных Комиссаров