А вот готовить шашлыки на дачах и на пикниках до революции даже и не думали. Хотя выезжали на пикники люди самые разные. Пикники, собственно никогда не были барским занятием - другой вопрос, что именно есть на пикнике. На пикники выезжали дореволюционные рабочие, это не было чем то особенным. Выезжали, распивали пиво...
До войны не было шашлыков и в парках, там до поры до времени было только мороженое, пирожки и прочая подобная снедь. Логично предположить, что шашлыки стали народным блюдом уже после войны, но до смерти Сталина. Дело в том, что Иосиф Виссарионович и вправду любил это блюдо - в отличие от почти равнодушного к мясу Анастаса Микояна. Свидетельство этого можно найти в воспоминаниях его свиты и охранников - например, Григория Пушкарева.
"Бывало, что на Рицу Сталин приглашал двух аксакалов - своих старых знакомых. Дедушкам было лет по восемьдесят, но держались они молодцом. На Рицу их доставляли на виллисе. Аксакалы непременно привозили с собой молодого барашка, из которого готовили шашлык для Сталина. Он очень уважительно относился к старцам. Помню, когда те приехали, Иосиф Виссарионович лично вышел их встретить, каждого обнял, расцеловал. Минут двадцать они разговаривали по-грузински. Сталин обнял их за плечи, потом удалился в дом, а аксакалы принялись за дело - один, разделав барашка, вымачивал мясо в молоке, а второй занимался костром. Когда шашлык был готов появился Иосиф Виссарионович, в беседке на стол поставили бутылки с грузинским вином, и вся троица принялась пировать. Потом до полуночи Сталин с аксакалами пел грузинские песни. Захмелевших старцев отвозили обратно в аул, а Иосиф Виссарионович шел отдыхать. Свободная от смены охрана "добивала" остатки вина и шашлыка."
Как вспоминал еще один охранник вождя Анатолий Рыбин, в своей книге "Рядом со Сталиным", генсек умел и любил готовить это блюдо собственноручно:
"Нередко где-нибудь на горе в лесочке мы жарили шашлык. Верней, непосредственно у шашлычного горнила Сталин стоял сам, никому не доверяя эту важную операцию, и давал нам необходимые указания. Один подносил дрова, второй железные прутья готовил. Третий мясо на них насаживал. Четвертый стол накрывал. Работа кипела. Когда с нами не было других членов Политбюро, - весь нажаренный Сталиным шашлык мы под метлу зачищали!"
Пожалуй, ни одно другое блюдо, кроме, разве что, среднеазиатского плова, не требует такого архаического и чисто мужского "огненного священнодействия". Женщине, дозволяется разве что подготовить мясо к "жертве" - остальное мужская работа.
Нет комментариев