7 / 20 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Аз есмь с вами, и никтоже на вы" (Леушенской). Предполагается, что икона была написана в иконописной мастерской при Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре по заказу гатчинского купца Гавриила Медведева, который пожертвовал её монастырю в начале 1860 года. Один из списков образа до сих пор находится в иконостасе Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. Особый список в начале ХХ века был сделан для святого праведного Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению игуменьи Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Святой Иоанн сам освятил образ, а впоследствии благословил им купца Василия Муравьёва, будущего старца Серафима Вырицкого. Высказываются предположения о том, что именно этот список в настоящее время находится в Свято-Георгиевском женском монастыре в селе Даневка Черниговской епархии. Чудотворный список передали в Даневскую обитель духовные дети преподобного Серафима Вырицкого, сохранившие образ после кончины старца. За время своего пребывания в обители икона прославилась исцелениями страждущих, свидетельства о которых приведены в двух книгах, изданных Свято-Георгиевским монастырем. Сам Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в котором был написан образ, в 30-х годах ХХ столетия попал под затопление Рыбинским водохранилищем. 29 ноября 2003 года в старинном селе Брейтово, перенесённом в своё время из зоны затопления, была освящена первая в России часовня в честь Леушинской иконы. Часовня, расположенная на высокой насыпи у самой кромки водохранилища, во время весеннего разлива оказывается окружённой водой. Этот факт послужил появлению ещё одного названия иконы – «Богородица-на-водах». 23 апреля 2002 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» была внесена в список чудотворных икон. День празднования – суббота пятой седмицы (недели) Великого поста (Суббота Акафиста или Похвала Пресвятой Богородицы).
    4 комментария
    289 классов
    12 / 25 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Белыничская". По церковному преданию Белыничская икона Божией Матери была принесена в XIII веке благочестивыми иноками в местечко Белыничи и помещена в Свято-Ильинском храме, где во время всенощного бдения от образа Царицы Небесной чудесным образом воссиял яркий свет. Это чудо нашло отражение во 2-м икосе Акафиста Белыничской иконе: Разумети хотяще дивное чудо, како от святыя Твоея иконы исхождаху светящияся лучи, боголюбивии иноцы, принесше святый образ Твой в страну нашу и поставивше в церкви пророка Илии, егда от пресветлых лучей сих в нощи бысть светло аки во дни, со страхом и трепетом совершаху всенощное моление пред святою Твоею иконою и укрепляхуся надеждою на милосердие Божие. После заключения Брестской унии (1596 г.) Илиинский храм перешел к католикам, а спустя некоторое время был разрушен. Затем чудотворная икона пребывала в костеле Белыничского кармелитского монастыря, основанного в 1624 году литовским гетманом Львом Сапегой на берегу реки Друти, в 45 верстах от Могилева. Икона почиталась как католиками, так и православными. В 1832 году монастырь был упразднен, и костел действовал как приходский храм. В 1876 году он был передан православным с восстановлением монастыря. 12 апреля того же года в храме была совершена первая Божественная литургия на освященном православным епископом престоле в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский мужской монастырь. Белыничская икона осталась в храме, на поклонение ей ежегодно притекало до 10 тыс. паломников. В Могилевской епархии считалось правилом прежде чем идти в Киево-Печерскую лавру или Почаево, приложиться к Белыничской святыне. Несмотря на древность иконы, высокое искусство сохранило в изображении лика необычайную свежесть красок; обилие благодати, изливавшееся от иконы, по молитве веры, наполняло радостью сердца православных. В 1925 году монастырь был закрыт. Существуют сведения, что чудотворная икона была передана в Могилевский краеведческий музей. Затем следы ее затерялись и она считается пропавшей в 1941 году в месте с другими музейными ценностями, в числе которых был и Крест святой Евфросинии Полоцкой. После 1917 года сохранились два списка Белыничской иконы Пресвятой Богородицы, пребывавших в храмах восточной Беларуси в конце XIX – начале ХХ веков. В Свято-Никольском женском монастыре г. Калининграда также находится образ Божией Матери «Белыничской». До гонений он пребывал в Никольском храме недалеко от Белыничей, в безбожные годы хранился благочестивыми прихожанами, а в 80-е был тайно перевезен в Калининград. Иконография образа относится к типу Одигитрии – глава Богородицы слегка повернута к Богомладенцу, Который правой рукой благословляет, а в левой держит державу. В правой руке Божией Матери – удлиненный декоративный скипетр. На главах Божественного Младенца и Пресвятой Богородицы – узорчатые королевские короны.
    0 комментариев
    63 класса
    9 / 22 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Цесарская". В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Псковской области. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20. Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте и в его окрестностях свирепствовала холера. По просьбе населения был устроен крестный ход с иконой Богоматери, и в тот же день холера стала ослабевать. Когда на следующий день опять устроили крестный ход и обошли с иконой Богородицы всю местность, то холера совершенно прекратилась. В ознаменование сего чудесного спасения от губительной болезни и было установлено с 1863 года торжественное празднование этой Цезарской иконе Богоматери, сопровождаемое каждый раз многолюдным крестным ходом. Другая Цезарская икона находится в московском Благовещенском соборе, на горнем месте, в левом отделении алтаря. Явилась она в 792 году.
    1 комментарий
    45 классов
    4 / 17 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Избавительница". Икона Божией Матери «Избавительница» до 20 июля 1889 года, когда она была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана († 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от великого подвижника, иеромонаха Феодула. Святая икона прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи. Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона была передана Ново-Афонской обители. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые было совершено празднование в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы. Икона была передана Ново-Афонскому монастырю 20 июля 1889 года, и в её честь было установлено празднество 17 октября, в благодарное воспоминание чудесного спасения императора Александра III со всей семьей во время железнодорожного крушения под станцией Борки Курско-Харьковско-Азовской дороги. Менее чем за месяц до этого происшествия, 24 сентября 1888 года, все семейство государя императора посетило Ново-Афонскую обитель, где Александр III лично заложил собор во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В этом соборе вплоть до разорения монастыря в 1924 году пребывала чудотворная икона Божией Матери «Избавительница». На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на левой руке Богомладенца, благословляющего десницей. На начало XXI века икона сохраняется в обители. Покрытая золоченой ризой с эмалью, она вделана в другую икону большего размера, на которой её держат в руках изображенные в полный рост апостол Симон Кананит и великомученик Пантелеимон Целитель. Чудотворный список иконы Божией Матери Избавительница имеется в Вене, в Венском Свято-Никольском Соборе.
    3 комментария
    264 класса
    Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах... Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: «Молите Бога о нас», одну Богоматерь она просит: «Спаси нас». Святитель Игнатий Брянчанинов.
    2 комментария
    97 классов
    3 / 16 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Неувядаемый Цвет". На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на одной руке, а в другой руке у Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви.
    4 комментария
    46 классов
    2 / 15 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Ключ разумения". Пресвятая Богоматерь изображена на этой иконе во весь рост; в нижней части иконы нарисован ключ. Перед ней совершают молебны пред началом учения отроков, а также молятся в тех случаях, когда у детей замечается слабое развитие умственных способностей, необходимых для усвоения преподаваемых им наук. Посему-то она и именуется «Ключом разумения». Образ этот чтится местно и находится ныне в кладбищенской церкви г. Балахна Нижегородской губернии.
    2 комментария
    222 класса
    25 марта / 7 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Благовещение" Московская. Хотя торжественное празднование дня Благовещения началось в IV веке, но иконы, отображающие это событие, появились в христианской церкви несравненно раньше. Уже в римских катакомбах, в усыпальнице святой Прискиллы, можно найти стенное изображение Благовещения, относящееся к началу II века: здесь бескрылый ангел преклонил колена пред Девой; одну руку он простер к Ней, а в другой держал свиток. Пресвятая Дева изображена сидящей, на лице Ее – выражение удивления и страха. Позднее на иконе изображался архангел Гавриил с крыльями и райской ветвью, как символом радостного приветствия, в руках, а Богоматерь – сидящей или стоящей и читающей книгу, на которой иногда была видна надпись: «Се Дева во чреве приимет». На древнерусских иконах, таких, как, например, мозаичное изображение в киевском Софийском соборе на двух столбах, поддерживающих алтарную арку, или в новгородской Борисоглебской церкви Антониева монастыря Благовещение изображено в другом виде: Пресвятая Дева держит в руках веретено, или початок, и прядет. В московском Успенском соборе или в новгородской Мироносицкой церкви – не Сама Богоматерь прядет, а девы, сидящие при Ее ногах, или дева, сидящая за Ней. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения, что на бывшем Житном царском дворе в Кремле. Житницы эти примыкали к безымянной башне, служившей местом заключения преступников. Предание говорит, что сюда при Иоанне Грозном был заключен один оклеветанный воевода. Узник, перенося терпеливо свое несчастье, усердно молился о своем избавлении. И вот однажды ему явилась Богоматерь и приказала просить царя о свободе. Он не решался, боясь увеличить гнев царя. Тогда Царица Небесная вторично явилась ему и обещала Свою помощь. Воевода повиновался. Посланные от царя люди, подойдя к тюрьме, были поражены, увидев на стене башни самописанную икону Благовещения. Царь, узнав об этом чуде, освободил воеводу, а при образе приказал воздвигнуть деревянную часовню. Императрица Анна Иоанновна в 1731 году построила здесь храм таким образом, что внешняя стена башни с иконой стала внутренней южной стеной церкви. Образ этот, изображенный на штукатурке, был украшен великолепным киотом.
    3 комментария
    20 классов
    26 марта / 8 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Мелетинская". Судя по названию, можно думать, что этот образ явился в известном городе Мелетине, в Армении; город этот был прославлен многими мучениками, и около него явилась другая икона, Миасинская (см. под 1 сентября), не сходная по изображению с первой. Мелетинская икона Богоматери некоторыми ошибочно отожествляется с Мальтийской.
    2 комментария
    43 класса
    В эти последние времена у всех православных христиан должна быть усиленная молитва к Божией Матери – Заступнице рода христианского. Ей ныне поручен грешный, погибающий мир. На Нее одна наша надежда. Пред иконой Пресвятой Богородицы усердно помолитесь и пролейте слезы. Она утешит вас, Она покроет вас от злых людей, Она ни за что не покинет вас в трудную минуту. Архимандрит Тихон Агриков.
    6 комментариев
    415 классов
20 апреля / 3 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Кипрская".
Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре на месте, где был погребен праведный Лазарь, и была помещена в монастыре Ставруни, устроенном на месте ее чудесного обретения.
В IX веке для иконы была выстроена церковь Панагии Ангелоктисты, что в переводе означает «церковь Богородицы, построенная ангелами». По преданию, строительство храма началось не совсем на том месте, где он расположен в настоящее время, а немного в стороне. На следующий день после закладки фундамента неожиданно обнаружилось, что он непонятным образом переместился в то место, где сейчас и стоит церковь Божией Матери. Именно отсюда и
18 апреля / 1 мая н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Максимовская".
Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 году по видению святителю Максиму, митрополиту Владимирскому († 1305, память 6 декабря), который прибыл во Владимир для перенесения из Киева Первосвятительской кафедры. На иконе изображена Божия Матерь в полный рост с Предвечным Младенцем на руке, перед Ней стоит Митрополит Максим, принимающий из Ее рук святительский омофор.
Явление Максимовской иконы Божией Матери совершилось в трудное время для Русской Церкви и нашего Отечества. Более 60 лет русская земля находилась под игом татаро-монгольских завоевателей. Печальным и тяжелым было положение Русской Церкви – храмы
16 / 29 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Ильинско-Черниговской".
Ильинско-Черниговская икона Божией Матери была написана в 1658 году иконописцем Григорием Константиновичем Дубенским, в монашестве Геннадием. История создания иконы и чудеса от иконы описаны свидетелем событий святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» и «Руно орошенное». О некоторых чудесах упоминает также святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, в стихотворном сочинении «Богородице Дево».
В 1662 г. от Ильинской Черниговской иконы произошло чудо истечения слез, длившееся с 16 по 24 апреля, в связи с этим иконе установили день праздн
16 / 29 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Тамбовская" (Уткинская).
В 1686 году святитель Питирим приехал в Тамбов и вместе с прочими святынями привёз список (копию) иконы Божией Матери, именуемой Ильинско-Черниговской, считающейся покровительницей Юго-Западного края. Поэтому поставлена была икона на юго-западных городских воротах. Со временем икону стали называть Тамбовской, тем более что в иконописном образе были некоторые отличия от Ильинско-Черниговской: по обе стороны от Богородицы, справа и слева, были изображены предстоящие: святой Алексий, человек Божий, и преподобная Евдокия. Предполагают, что это Небесные покровители родителей епископа Питирима, и, вполне возможно,
14 / 27 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Виленская".
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Пречистенском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, пред
14 / 27 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Остробрамская" Веленская.
Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны.
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.
По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась
12 / 25 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Белыничская".
По церковному преданию Белыничская икона Божией Матери была принесена в XIII веке благочестивыми иноками в местечко Белыничи и помещена в Свято-Ильинском храме, где во время всенощного бдения от образа Царицы Небесной чудесным образом воссиял яркий свет. Это чудо нашло отражение во 2-м икосе Акафиста Белыничской иконе: Разумети хотяще дивное чудо, како от святыя Твоея иконы исхождаху светящияся лучи, боголюбивии иноцы, принесше святый образ Твой в страну нашу и поставивше в церкви пророка Илии, егда от пресветлых лучей сих в нощи бысть светло аки во дни, со страхом и трепетом совершаху всенощное моление пред святою Твое
12 / 25 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Муромская".
Муромская икона Божией Матери была принесена в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином († 1129; память 21 мая).
Святой Константин убеждал язычников принять христианство, но они упорствовали и решили убить князя. Узнав об этом, святой вышел к заговорщикам с иконой Божией Матери. Благодать, исходившая от Ее Лика, тронула сердца язычников. Они переменили свои намерения и сами стали просить совершить над ними Крещение.
В конце XIII в. в Муроме был епископом святой Василий Рязанский. Оклеветанного и заподозренного в порочной жизни святителя осудили на смерть. Святой Василий всю ночь моли
9 / 22 апреля н. ст. - празднование иконе Божией Матери "Цесарская".
В России находятся две иконы, именуемые Цезарскими. Одна из них пребывает в Спасопреображенской церкви местечка Усвяты Псковской области. Она называется еще Боровской, так как была обретена в половине XII века недалеко от кладбищенской церкви, в местности, носящей название Бор. Икона украшена серебряной ризой с вызолоченными венцами, и само ее изображение носит на себе следы древнерусской иконописи. Размеры ее: в ширину 14 вершков, а в вышину 20.
Икона эта прославилась многочисленными чудотворениями, среди которых для местных жителей особенно памятным было следующее благодеяние Божией Матери. В 1859 году в местечке Усвяте
Показать ещё