Илья Френкель – поэт-фронтовик, участвовал в советско-финской войне, прошел Великую Отечественную вплоть до Берлина, получил звание майора, был военным корреспондентом газет Южного и Восточного фронта.
С событиями, происходившими на Южном фронте, с боями под Ростовом-на-Дону связано стихотворение «Давай закурим».
«1941 год. Поздняя осень. Холод, мокрый снег, слякоть. Военная техника вязнет в непролазной грязи. Настроение, конечно, не очень. В эти тяжелые дни и появилось стихотворение "Давай закурим"»
, –
так обстоятельства создания песни описывал в интервью друг поэта журналист Вячеслав Аванесов.
Он характеризовал Илью Львовича как человека наблюдательного. В годы войны Френкель как корреспондент много общался с бойцами, и часто знакомство начиналось с фразы «Давай закурим». Центральный образ отражает военные реалии, на фронте перекуры имели особое значение, это был способ сближения, общения, минутной передышки. Песня Френкеля и Табачникова тоже получилась о дружбе и взаимопомощи, о человеческих отношениях в «бесчеловечных реалиях» войны, «об огнях, пожарищах» и «о друзьях-товарищах».
Модест Табачников, к тому времени уже состоявшийся композитор, в годы войны вносил свой вклад в победу на профессиональном поприще, руководил ансамблями, заведовал музыкальной частью театра «Веселый десант». С началом войны Модест Ефимович возглавил ансамбль песни и пляски Второй Гвардейской Армии, на том же Южном фронте, в ростовских землях. С Ильей Френкелем Табачников был дружен. Его стихотворение «Давай закурим» композитор положил на музыку за одну ночь. В некоторых источниках описывается, будто мелодия была первична и послужила основой, на которую Френкель писал свой текст, однако ввиду недостаточной авторитетности ресурсов эта информация вызывает сомнение.
Авторы песни Илья Френкель и Модест Табачников
Готовое произведение Модест Табачников показал командиру Рюмину, тот не проникся песней, истолковав её тему буквально.
«Никому эта твоя песня не нужна. Что это я буду вспоминать про то, что ты дал мне закурить? Вот если бы снарядами поделился или автоматный диск с патронами передал бы - тогда другое дело»,
– так воспроизводят слова композитора в материале по истории песни, опубликованном Калужской филармонией.
Тем не менее, песня всё же зазвучала, причем достаточно быстро и в тех же землях, где она была написана. Премьерным считается исполнение ансамблем песни и пляски Южного фронта в доме офицеров города Каменск-Шахтинский в конце декабря 1941, накануне Нового года. Уже после премьеры, в январе 1942 поэтическое произведение Ильи Френкеля вышло в печати, на страницах «Комсомольской правды». Оно было подписано как «Песня Южного фронта», но ноты не приводились, и фамилию композитора Табачникова не указали.
Всесоюзную известность песня получила, зазвучав голосом Клавдии Ивановны Шульженко, которая пела многие песни Табачникова. Её исполнение хита «Давай закурим» считается каноническим. В репертуар Шульженко песня попала в начале 1943 года, впервые Клавдия Ивановна спела её в рамках спектакля «Города-герои».
Нет комментариев