Известно, что в первый класс дети приходят с разной подготовкой (кто-то уже читает целыми словами, а кто-то совсем не знает букв). Перед учителем, который берёт первый класс, возникает множество вопросов:
- Как построить урок, чтобы всем учащимся было интересно?
- Чем занять на уроке детей, которые быстро справляются с предложенными заданиями, в то время, когда основная часть класса эти задания ещё не выполнила?
- Как сделать так, чтобы ученикам было легко включаться в познавательную деятельность?
Для того чтобы процесс познания был более продуктивным, необходимо включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся, поэтому особое место на уроках обучения грамоте занимает кроссворд. Цель создания кроссворда - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову. Разгадывание кроссвордов является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.
Дидактический материал по обучению грамоте помогает учителю решать все вышеперечисленные вопросы, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Он составлен к текстам «Русской азбуки» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько, В. Д. Берестова и предназначено для самостоятельной работы первоклассников как на уроке, так и для работы дома. Данные рабочие листы можно использовать и учащимся, обучающимся по другим учебным программам.
Работа с рабочими листами выполняется следующим образом:
1) Букву, изучаемую на уроке, дети заштриховывают цветными карандашами (учитель объясняет, как делать штриховку: горизонтальными линиями, вертикальными, наклонными линиями сверху вниз, соблюдая одинаковый наклон линий и расстояние между штрихами. Штрихи обязательно доводятся до линии контура буквы, но нельзя выходить за контур буквы,).
Если буква гласная, то её раскрашивают красным карандашом,
если буква согласная, обозначающая только твёрдый согласный звук, - синим карандашом,
если буква согласная и обозначает только мягкий согласный звук – зелёным карандашом,
если буква согласная и имеет 2 звука – делается один штрих синим карандашом, второй – зелёным карандашом и т.д.
2) Читают самостоятельно текст, ставят ударения над каждым словом, делят слова на слоги, выделяют низу дугой слоги-слияния.
3) Отвечают на вопросы кроссворда.
4) Раскрашивают картинку под кроссвордом.
Работа с первым кроссвордом проводится под руководством учителя. После чтения текста в «Азбуке» дети отвечают на вопросы кроссворда, учитель записывает ответы в кроссворд на доске, а ученики – у себя в тетради.
Остальные кроссворды можно предложить учащимся выполнять самостоятельно, после чего обязательно должна быть проверка ответов (либо ответы проверяет учитель; либо учитель заранее пишет ответы на доске, а ученики сверяют свои ответы с данными; либо один ученик читает свои ответы, а остальные учащиеся сверяют со своими ответами и т. д.).
Ответы к кроссвордам могут быть использованы как опорные слова для пересказа текста.
К тексту «Кто кем работает?» предлагается два кроссворда.
Один кроссворд можно дать быстро читающим детям, второй – детям, которые читают медленно.
Ответы на вопросы кроссвордов желательно записывать простым карандашом, чтобы легко можно было исправить допущенные ошибки.
К некоторым кроссвордам добавлены картинки для раскрашивания.
Таким образом, раскрашивая буквы, дети развивают мелкую моторику, глазомер, аккуратность.
Работая с текстом, дети тренируются в постановке ударений в словах, делении слов на слоги, в нахождении слогов-слияний.
Работая с кроссвордами, дети
многократно обращаются к тексту (перечитывают несколько раз одно и то же слово, предложение),
учатся внимательно читать текст, отвечать на поставленные вопросы, находить ответ в тексте,
развивают внимание, память, логическое мышление, речь, самостоятельность.
Скачать кроссворды можно ЗДЕСЬ.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев