В Новом Завете подробно описана история рождения Иисуса Христа. Однажды Деве Марии (в современном православии — праздник Благовещение, который отмечается 7 апреля) явился архангел Гавриил. Он сообщил, что Мария через девять месяцев родит младенца, которого нужно назвать Иисусом. Также Гавриил сказал, что новорождённый «будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет конца». Далее Святой Дух нашёл на Марию, и сила Всевышнего осенила её — так произошло непорочное зачатие. Соответственно, Иисус был освобождён от первородного греха. Это важнейшая концепция христианства, которая осталась неизменной во всех конфессиях.
На тот момент Мария была обручена с Иосифом. Когда он узнал о непорочном зачатии, то решил отпустить Марию. Однако и к нему во сне явился Гавриил. Архангел сказал мужчине: «Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого».
Через девять месяцев родился Иисус. Произошло это в Вифлееме, куда Мария и Иосиф прибыли по приказу царя Иудеи Ирода Великого. Он захотел провести перепись населения, поэтому люди должны были добровольно явиться в город.
Ирод Великий — царь Иудеи, который правил с 40 по 4 годы до н. э. По легенде, он узнал от волхвов, что они шли в Вифлеем для поклонения новорождённому «Царю Иудейскому». Ирод испугался за свою власть и приказал казнить всех младенцев в городе. Данная легенда не имеет никаких подтверждений.
Поскольку Вифлеем не был готов к такому большому количеству людей, то многим негде было ночевать, и народ устраивался везде, где только мог. Иосиф с Марией заняли небольшую пещеру, которую местные крестьяне использовали в качестве загона для скота. И той же ночью родился Иисус. Родители положили младенца в кормушку для животных — ясли. В Новом Завете сказано, что сразу после рождения младенца на небе зажглась новая звезда — Вифлеемская. По-другому её называли ещё Звезда Волхвов. Её заметили мудрецы и последовали за её движением. Так они нашли Иосифа, Марию и Иисуса. Мудрецы преподнесли новорождённому дары: ладан, смирну и золото.Однако затем, на протяжении долгого времени, у христиан Рождество не являлось каким-то знаковым праздником, его не отмечали. Есть версия, что виной тому — старинная иудейская традиция, по которой дни рождения просто не праздновались. Ситуация начала меняться во 2-м веке. Тогда появление на свет Иисуса Христа стали отмечать в день Богоявления. Этот праздник совмещал в себе сразу три события: рождение Спасителя, Крещение Господне и принесение даров волхвами.
Упоминания о Рождестве как об отдельном празднике появились ещё спустя два столетия. Произошло это при папе Юлии. Поскольку никто точно не мог сказать, когда родился Иисус, то выбрали дату 25 декабря. Она совпадала с древним языческим праздником зимнего солнцестояния.
Рождество католическое и православное
В настоящее время православное Рождество наступает позже католического на тринадцать дней и отмечается 7 января. Такое расхождение произошло из-за разных календарей. Как известно, юлианский календарь был введён Юлием Цезарем ещё в 46 году до н. э. Несмотря на то, что календарь являлся более точным, не обошлось без недостатков. Начало копиться «лишнее» время, и про прошествии 128 лет появлялись «лишние» сутки. И это привело к тому, что дата празднования Пасхи начала сильно смещаться. В конце концов, Папа Римский Григорий XIII провёл реформу, чтобы навести порядок в календаре — появился григорианский календарь, который вошёл в обиход с 1582 года. Однако в России к этим изменениям отнеслись равнодушно. Страна осталась приверженцем юлианского календаря.
Изменения произошли только в 1918 году, после революции. В миру григорианский календарь всё-таки вытеснил юлианский, а вот в церкви всё осталось на своих местах. Попытка реформы была предпринята в 1923 году: на собрании Православных Церквей был введён новоюлианский календарь; в Советской России его поддержал патриарх Тихон, однако переходу на новоюлианский календарь воспротивились служители.Однако не только Русская Православная Церковь отмечает Рождество в ночь с 6 на 7 января. Вместе с ней празднуют ещё Сербская, Грузинская и Иерусалимская Православные Церкви, афонские монастыри, часть российских протестантов и некоторые католики восточного обряда. А вот оставшиеся одиннадцать Поместных Православных Церквей мира отмечают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря, как и католики. При этом они используют именно новоюлианский календарь, совпадающий с григорианским. Расхождения между ними есть, но «лишний» день появится ещё нескоро, через несколько столетий.
Когда на Руси стали праздновать Рождество
Известно, что Рождество как официальный праздник появилось на Руси сразу же после принятия христианства, то есть, в конце 10-го столетия. Отмечалось оно 25 декабря. Шло время, менялось государство, но неизменным оставалось Рождество.Первые изменения в праздновании стали происходить ориентировочно в конце 17-го века, когда с западных территорий в Россию попал вертепный театр. В день праздника артисты на площадях в специальных ящиках-вертепах разыгрывали библейский сюжет. При помощи кукол они воспроизводили сцену рождения Иисуса. Спустя некоторое время репертуар артистов расширился за счёт других историй из Нового завета. Вертепный театр был популярен в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года.
Кроме ящиков-вертепов со временем появились и другие атрибуты праздника. Например, украшенная рождественская ёлка. Хвойные деревья стали наряжать на немецкий манер ориентировочно во второй половине 19-го столетия. Сначала в крупных городах, а после эта традиция распространилась и на деревни. А в начале 20-го столетия появился прототип современного Деда Мороза — Мороз Иванович. Его фигурку или ставили под ёлку, или вешали на неё. В те времена старик в белой шубе ассоциировался именно с Рождеством, а не с Новым годом.После прихода большевиков к власти празднование Рождества стало постепенно сходить на нет. В 1920-х годах под запретом оказались все религиозные праздники как «поповские пережитки». Но ещё до 1929 года в календарях Рождество отмечалось как праздничный, то есть нерабочий день. А потом появился официальный запрет. Под него попали рождественская ёлка и Дед Мороз. В постановлении СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» было сказано: «В день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».
В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон, в котором православное Рождество вновь стало праздничным, нерабочим днём. И 7 января 1991 года в ещё советской России отмечался этот праздник. В наши дни Рождество входит в «новогодние каникулы» и является нерабочим днём.
Православный рождественский пост
Рождественский пост является последним из четырёх длительных постов календарного года. Его смысл — подготовка верующего человека к самому радостному и светлому для него празднику. Пост начинается 28 ноября и длится ровно 40 дней, завершаясь в Сочельник 6 января. И на следующий день, 7 числа, православные христиане разговляются и могут есть любую пищу. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
На Руси Рождественский пост называли Карачуном. Это своего рода отсылка к языческому духу Карачуну, который олицетворял приход зимы и стужи. В славянской мифологии он являлся суровым и злым, как и сами морозы. По одной из версий, это название прижилось, поскольку пост выпадал на самые короткие дни и самые длинные ночи в году. Для суеверных крестьян этот период считался наиболее опасным.
Рождественский пост начинается 28 ноября. А днём ранее христиане отмечали день памяти святого апостола Филиппа, являвшегося одним из учеников Иисуса Христа. 27 ноября происходило заговенье, поэтому народное название Карачун со временем ушло, уступив место «филиппкам», или же Филиппову посту.
Заговенье — такое название носит последний день перед длительным постом. В это время ещё допускается употреблять пищу животного происхождения, но скромную и в небольших количествах.
Принято считать, что Рождественский пост является одним из древнейших в христианстве. О нём упоминал ещё святитель Амвросий, живший в 4-м веке. О посте рассказывал и его ученик блаженный Августин.
Церковный устав Типикон во все дни Рождественского поста предписывает строгое ограничение в еде. В первую очередь это касается мяса, молочных продуктов, яиц.
· По понедельникам (с начала поста и до 19 декабря — дня памяти святителя Николая) разрешается употреблять горячую пищу, но без масла.
· По вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям допускается употребление рыбы, а также постной пищи с растительным маслом.
· Среда и пятница — самые строгие дни. Разрешается исключительно сухоядение. Например, хлеб, овощи, фрукты. Но есть исключение. Если на какой-то из этих дней выпадает 4 декабря, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, то допускается рыба.
Пост становится более суровым в начале января. Употреблять рыбу разрешается только в субботу и воскресенье. В другие дни тоже рацион необходимо урезать. Но самые строгие дни наступают в период предпразднства — со 2 по 6 января. Рыба попадает под полный запрет. А пища с маслом допускается лишь в субботу и воскресенье. А в сочельник, который длится с вечера 5 января до вечера 6 числа, предписывается вовсе не есть. И запрет снимается только тогда, когда загорится на небе первая звезда. После её появления, по традиции, на стол ставилась кутья — обрядовая каша. Её варили из пшеницы, риса, ячменя или другой крупы. Затем добавляли в неё мёд, изюм или сочиво (маковый, конопляный или другой сок из семян).
Однако такое жёсткое меню распространяется в основном только на священнослужителей. У мирян пост не такой строгий. И сухоядение практически не распространено.
Сеть
Нет комментариев